Журнал: Социологическая наука и социальная практикаБесчасная А. А.Ребёнок в триаде отношений «школа-ученик-семья» в период освоения дистанционного обучения

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Бесчасная А. А.

Ребёнок в триаде отношений «школа-ученик-семья» в период освоения дистанционного обучения

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7880
Бесчасная Альбина Ахметовна
Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия
доктор социологических наук, доцент, профессор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бесчасная А. А. Ребёнок в триаде отношений «школа-ученик-семья» в период освоения дистанционного обучения // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 1. С. 74-94.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7880

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 20-013-00899 «Родители как субъекты образовательной политики школы»

Аннотация:

Весной 2020 г. ВОЗ была объявлена коронавирусная пандемия, которая изменила привычный ход событий во всём мире. Многие обыденные дела потребовали значительных дополнительных усилий и ресурсов. Дистанционные образовательные технологии приобрели безальтернативный и тотальный характер, что вызвало необходимость их спешного освоения всеми участниками образовательного процесса. Возрастные особенности детей привели к расширению круга непосредственных участников школьного обучения, вовлекая во взаимодействие родителей. Этот период освоения школьной программы детьми и их родителями стал запоминающимся для всех субъектов нового виртуального образовательного пространства. Учителям, родителям, детям пришлось срочно пробовать себя в новом качестве и пополнять содержание социальной роли новыми «компетенциями». С целью выявления характеристик отношений «школа–ученик–семья», сложившихся в период массового и ускоренного перевода школьного обучения в дистанционный формат и определения места и роли ребёнка в этой системе отношений и специфичной ситуации, было проведено социологическое исследование. Оно состояло из сочетания количественного и качественного подходов – контент-анализа и дискурс-анализа. В качестве источника информации взяты текстовые сообщения пользователей социальной сети «Instagram», высказывавшихся по проблеме освоения дистанционных образовательных технологий в начальный период пандемии. Проведённое исследование показало, что в триаде отношений «школа–ученик–семья» ребёнок, в силу возрастной психофизиологической незрелости и недостаточной технической грамотности в применении дистанционных образовательных технологий, приобретает второстепенную роль «ведомого». Барьеры в приобретении новых знаний, возникшие вместе с внедрением в школьное обучение дистанционных технологий, актуализировали информационно-знаниевый фактор (знания, умения, компетенции), усиление которого стирает границы между детским и взрослым миром, а недостаток – обосабливает детство от взрослых.

Ключевые слова:

ребёнок; дети; школа; семья; ученик; дистанционное обучение; контент-анализ; дискурс-анализ

Литература:

  • 1. Воронкова О. А. Дискурс-анализ : риторические и метариторические приёмы коммуникации // Социология : методология, методы, математическое моделирование (4М). 2007. № 25. С. 48–69.
  • 2. Дембицкий С. С. Теоретическая валидизация в социологическом исследовании. Методология и методы. М. : ЛЕНАНД, 2016. 200 с.
  • 3. Кон И. С. Ребёнок и общество. М. : Академия, 2003. 336 с.
  • 4. Методология и методы социологического исследования : учебник / В. В. Васильева [и др.] ;под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. 388 с.
  • 5. Оценка качества опроса в сложных реалиях сегодняшнего дня. Социальные медиа в исследовании общественного мнения: отчет рабочей группы AAPOR о новых технологиях в исследовании общественного мнения / Американская ассоциация исследователей общественного мнения ; пер с англ. В. А. Силаева, О. А. Оберемко. М. : ВЦИОМ, 2017. 78 с.
  • 6. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. А. Я. Варги. М. : ОГИ, 2006. 640 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 9. № 1.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)