Журнал: ВластьКарпова А. Ю., Максимова Н. Г.Скулшутинг в России: что имеет значение?

Журнал: Власть

Карпова А. Ю., Максимова Н. Г.

Скулшутинг в России: что имеет значение?

DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920
Карпова Анна Юрьевна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
доктор социологических наук, профессор школы базовой инженерной подготовки
Максимова Наталия Геннадьевна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
старший преподаватель школы инженерного предпринимательства

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Том. 29. № 1. С. 93-108.
DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье представлены результаты социологического исследования скулшутинга в России с применением метода case study; триангуляции данных из различных источников информации; прототипов, разработанных междисциплинарной проектной группой ТПУ для интеллектуального анализа данных социальных сетей. На основе сформулированной в обобщенном виде категории скулшутинга и существующей в России правоприменительной практики сформирована выборка исследования, включающая 23 случая. Все случаи маркированы по трем типам (исходя из зарубежной практики типологии одиночек): скулшутер, массовый убийца, террорист. 19 случаев однозначно определены как скулшутинг. Выявлены типы подражания и разработана схема взаимосвязей; обозначены значимые признаки; проведен анализ динамики случаев; представлены примеры предупреждающих знаков, которые скулшутеры оставляют в Интернете; обозначены основные и дополнительные мотивы скулшутеров; представлены результаты изучения социальных связей скулшутеров в онлайн-среде.

Литература:

  • Карпова А.Ю. 2019. Механизмы индивидуальной радикализации в процессе самоорганизации молодежи. – Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики (под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской). М.: Издательство «Экон-информ». С. 69-81.
  • Карпова А.Ю., Савельев А.О., Вильнин А.Д., Чайковский Д.В. 2020. Изучение процесса онлайн радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход). – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3(157). С. 159-181.
  • Карпова А.Ю., Чайковский Д.В. 2019. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм. – Вестник Национального антитеррористического комитета. № 2(22). С. 45-53.
  • Danzell O.E., Monta?ez L.M. M. 2016. Understanding the Lone Wolf Terror Phenomena: Assessing Current Profiles. – Behavioral Sciences of Terrorism & Political Aggression. Vol. 8. No. 2. P. 135-159.
  • Hofmann D.C. 2018. How «Alone» are Lone-Actors? Exploring the Ideological, Signaling, and Support Networks of Lone-Actor Terrorists. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 43. No. 7.
  • Holt Th.J., Freilich J.D., Chermak S.M. 2020. Examining the Online Expression of Ideology among Far-Right Extremist Forum Users. – Terrorism and Political Violence. doi: 10.1080/09546553.2019.1701446.
  • Kostinsky S., Bixler E., Kettl P. 2001. Threats of School Violence in Pennsylvania after Media Coverage of the Columbine High School Massacre. Examining the Role of Imitation. – Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. Vol. 155. No. 9. Р. 994-1001.
  • Langman P. 2009. Why Kids Kill: Inside the Minds of School Shooters. N.Y.: Palgrave Macmillan. 256 p.
  • Langman P. 2015. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Rowan & Littlefield, January. 298 p.
  • Langman P. 2018. Different Types of Role Model Influence and Fame Seeking Among Mass Killers and Copycat Offenders. – American Behavioral Scientist. Vol. 62. No. 2. P. 210-228.
  • Malthaner S., Lindekilde L. 2017. Analyzing Pathways of Lone-actor Radicalization: A Relational Approach. – Constructions of Terrorism. Los Angeles: University of California Press. P. 163-180.
  • Schuurman B., Lindekilde L., Malthaner S., O'Connor F., Gill P., Bouhana N. 2019. End of the Lone Wolf: The Typology that Should Not Have Been. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 42. No. 8. P. 771-778.
  • Towers S., Gomez-Lievano A., Khan M, Mubayi A., Castillo-Chavez C. 2015. Contagion in Mass Killings and School Shootings. – PLoS ONE. Vol. 10. No. 7.
  • Wikstr?m P.-O.H., Bouhana N. 2017. Analyzing Radicalization and Terrorism: A Situational Action Theory. – The Handbook of the Criminology of Terrorism (ed. by G. LaFree, J.D. Freilich). Wiley-Blackwell. P. 175-186.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 29. № 1.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)