Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Власть

Филин Н. А.
Особенности употребления термина «имам» по отношению к основателю Исламской Республики Иран аятолле Хомейни

DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7937

Филин Никита Александрович
Российский государственный гуманитарный университет
доктор исторических наук, доцент; заведующий кафедрой современного Востока

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Филин Н. А. Особенности употребления термина «имам» по отношению к основателю Исламской Республики Иран аятолле Хомейни // Власть. 2021. Том. 29. № 1. С. 185-189.
DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7937

Рубрика:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация:

В современном Иране по отношению к первому верховному лидеру страны аятолле Хомейни постоянно используется термин «имам». В иранской шиитской традиции понятие «имам» применяется не только к руководителям молитвы верующих, но и к двенадцати имамам – потомкам пророка Мухаммада, которые считаются непогрешимыми. Последний имам, Махди, по верованиям шиитов, ушел в сокрытие и должен будет вернуться. В народном сознании иранцев образ сильного лидера Хомейни в какой-то степени связывался с образом имама Махди. Однако иранское духовенство отрицало возможность сравнения Хомейни с непорочными имамами и использовало термин «имам» в его исконном значении – «предводитель общины мусульман», подчеркивая выдающуюся роль Хомейни в руководстве шиитами и Исламской революции. После прихода к власти Хомейни был провозглашен наместником имама Махди, что еще усилило его религиозный и политический статус и дало ему возможность осуществлять почти неограниченную власть.

Литература:

  • Борзуни М.А. 1999. Источник законности исламского правления согласно позиции имама Хомейни. – Имам Хомейни и исламское правление: политическая философия. Тегеран: Организация по сбору и публикации произведений имама Р. Хомейни. С. 65-91 [на перс. яз.].
  • Дорошенко Е.А. 1998. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905–1911 и 1978–1979 гг. М.: ИВ РАН. 237 c.
  • Кулюшин Н.Д. 2009. Политическое лидерство в шиитском исламе: дис. … к.полит.н. М. 140 с.
  • Пархизкар Г.Р. 2014. Исламская революция и рост культа имама Махди в Иране. Кум: Изд-во Исследовательского и образовательного института им. Хомейни. 272 c. [на перс. яз.].
  • Юртаев В.И. 1993. Иран: студенты в исламской революции. М.: Наука. 218 с.
  • Mavani H. 2011. Ayatullah Khomeini's Concept of Governance (wilayat al-faqih) and the Classical Shi‘i Doctrine of Imamate. – Middle Eastern Studies. Vol. 47. No. 5. P. 807-824.
  • Taheri A. 1985. The Spirit of Allah. London: Hutchinson. 353 p.
  • Wilfried B. 2000. Who Rules Iran? The Structure of Power in the Islamic Republic. Washington: The Washington Institute for Near East Policy. 240 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 29. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: