Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Гуманитарий Юга России

Юсупов М. М.
Ценностно-религиозные представления об устройстве региональной общности

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.9

Юсупов Муса Мовлиевич
Чеченский государственный университет, Грозный, Россия
Кандидат социологических наук, доцент

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Юсупов М. М. Ценностно-религиозные представления об устройстве региональной общности // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 10. № 3. С. 112-127.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.9

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация:

Цель исследования: выявить ценностно-религиозные представления разных национальных, социально-демографических групп, раскрыть динамику их изменения в условиях конфликта и постконфликтной ситуации. Методологическую базу исследования составили социокультурный и конфликтологический подходы, методы социологического анализа, проведены по репрезентативной выборке социологические опросы в 2003, 2009, 2015, 2017, 2018 гг., была произведена операционализация понятия «ценностно-религиозные представления». Результаты исследования. В статье характеризуются уровень религиозности разных национальных групп населения и религиозная инфраструктура, отмечается неразрывная связь этнокультурности и религиозности в чеченской идентичности, фиксируется расхождение самооценок индивидуальной значимости религиозной веры, этнокультурных норм и оценок их социального уровня в обществе. Подчеркивается доминирование в сознании некоторой части молодежи внешней стороны религиозности, влияние на религиозность и социальное поведение социокультурных изменений.  Сравниваются переломные периоды в истории региона и стратегии выбора политического и социокультурного вектора развития края. Выявлены ценностные представления об устройстве республики, выбор светскости и «исламскости» в устройстве региональной общности соотносится с предпочтением респондентами статуса республики, приверженностью национально-традиционным и гражданским ценностям, нормам. Приводятся социологические показатели отношения к использованию религиозных, гражданских, этических принципов и норм в сфере политики и экономики, отмечается неизменность отношения населения к ваххабизму. Раскрывается взаимосвязь органов власти и религиозных институтов, выделяются основные направления деятельности духовенства. Перспективы исследования: считается целесообразным продолжить социологический мониторинг взаимосвязи власти и религии, динамики изменений ценностно-религиозных представлений и их влияния на социальное и политическое поведение.

Ключевые слова:

ценности; религия; конфликт; общность; республика; традиция; власть; постконфликтная ситуация

Литература:

  • 1. Акаев В. Х. Религиозно-политические особенности «северокавказского ваххабизма» и конфликт с суфизмом // Исламоведение. 2010. № 4. С. 4–17.
  • 2. Бабич Н. С., Хоменко В. Ш. Шкала «предрасположенность к религиозности»: концептуальные основы // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 65–71.
  • 3. Гараджа В. И. Социология религии : учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 348 с.
  • 4. Гезиханов Р. А. Исламская экономика и предпринимательство : учеб.-практ. gособие. 3-е изд., доп. Грозный: Изд-во Чеченского гос. ун-та, 2020. 364 с.
  • 5. Добаев И. П. К вопросу о религиозной чистоте «истинного ислама» // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9 (43), № 3. С. 202–215.
  • 6. Кофанова Е. Н., Мчедлова М. М. Религиозность россиян и европейцев // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 4 (98). С. 201–230.
  • 7. Максименко А. А. Социологическая интерпретация понятия «ценность» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. № 2. С. 284–291.
  • 8. Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России / Моск. центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002. 267 с.
  • 9. Мациевич И. В., Семедов С. А. Политические религии в современном мире // Вестник Института социологии. 2012. № 4. С. 36–49.
  • 10. Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. 222 с.
  • 11. Фонд имени шейха Зайеда увеличит финансирование бизнес-проектов Чечни до $1 млн. Режим доступа: https://tass.ru/ ekonomika/ 5824437.
  • 12. Юсупов М. М. Ислам в социально-политической жизни ЧР // Кавказ и Центральная Азия. 2000. № 2. С. 164–171.
  • 13. Abdulla M. R. Culture, Religion, and Freedom of Religion or Belief // The Review of Faith & International Affairs. 2018. Vol. 16, N 4. P. 102-115. DOI 10.1080/15570274.2018.1535033.
  • 14. Ashaari M. F. et al. An Assessment of Teaching and Learning Methodology in Islamic Studies // Procedia ? Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 59. P. 618-626. Available at: https://www.researchgate.net/publication/.
  • 15. Bader V. Secularism or democracy? Associational governance of religious diversity // Journal for Contemporary Philosophy. 2007. Available at: https:// www.researchgate.net/ publication/37710846.
  • 16. Fuller G., Kurpershoek M. What Future for Political Islam? Dilemmas and Opportunities for the Next Decade. WRR lecture. 2004. Available at: https:// www.wrr.nl.
  • 17. Harmsen E. Islam, Civil Society and Social Work: Muslim Voluntary Welfare Associations in Jordan between Patronage and Empowerment. Amsterdam University Press, 2008. 500 p. DOI 10.5117/9789053569955. Available at: http:// library.oapen.org/handle/20.500.12657/35215.
  • 18. Mazurkiewicz P. Policy on Religion in the European Union // Religions. 2020. Vol. 11. P. 534. DOI 10.3390/rel11100534. Available at: http:// www.mdpi.com/journal/religions.
  • 19. Maxwell C.C. Musingafi, Mafumbate Racheal, Khumalo F. Thandi. Traditional conflict management initiatives in Africa: Wellness models for southern Africa and the Zimbabwean crisis // Journal of Culture, Society and Development. 2019. Vol. 47. P. 60-67. DOI 10.7176/JCSD. Available at: http:// www.iiste.org.
  • 20. Murphy J.B. Religious Violence Myth or Reality? A Symposium on William T. Cavanaugh’s The Myth of Religious Violence // Political Theology. 2014. Vol. 15, N 6. P. 479-485. DOI 10.1179/1462317X14Z.00000000093.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 10. № 3.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: