Журнал: Социологический журналАмбарова П. А.Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования

Журнал: Социологический журнал

Амбарова П. А.

Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8426
Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Амбарова П. А. Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 3. С. 97-120.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8426

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности».

Аннотация:

Статья посвящена социологической интерпретации феномена трансфера человеческого капитала образовательных общностей. В первой части раскрывается содержание понятия «трансфер человеческого капитала учащейся молодежи», обосновывается его применение в исследовании образовательной (не)успешности школьников и студентов. Во второй части представлена теоретическая модель исследуемого феномена через такие структурные элементы, как цели, субъекты, процессы, механизмы. Третья часть посвящена противоречиям трансфера человеческого капитала образовательных общностей в России. В качестве ключевых рассматриваются противоречия целей и интересов субъектов образования. В заключительной части раскрывается значение рассматриваемого понятия для социологии образования. Эмпирической базой статьи послужили результаты междисциплинарного исследования, проведенного в 2019–2021 гг. в образовательных организациях (школах, колледжах, вузах) Свердловской области. Показано, что трансфер человеческого капитала учащейся молодежи представляет собой разновидность движения капитала, особенности которого обусловлены социальным характером образовательной деятельности и взаимодействия. Изучаемый процесс связан с явлением образовательной (не)успешности учащейся молодежи, поскольку может сопровождаться как развитием, так и истощением человеческого капитала школьников и студентов. В трансфере человеческого капитала участвуют три группы субъектов образования: акторы, агенты и участники, выполняющие определенные социальные роли и обладающие разными возможностями регулирования данного процесса. На основе предложенной теоретической модели дается интерпретация эмпирических данных, свидетельствующих о противоречиях целей, векторов, результатов трансфера человеческого капитала российской учащейся молодежи.

Ключевые слова:

человеческий капитал образовательных общностей; трансфер человеческого капитала; образовательные треки; образовательная неуспешность; учащаяся молодежь

Литература:

  • 1. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Роль школьного образования в развитии человеческого капитала // Экономика региона. 2014. № 2. С. 53–62.
  • 2. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91
  • 3. Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю., Малик В.М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83–109. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109
  • 4. Булатов А.С. Участие России в международном экспорте капитала // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 6. С. 126–133.
  • 5. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: Информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л.А. Леонова, П.В. Травкин, С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков; Под науч. ред. С.Ю. Рощина, В.Н. Рудакова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 72 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2195-3
  • 6. Гильдингерш М.Г., Алексеева И.А. Современные тенденции формирования человеческого капитала высших учебных заведений // Экономика труда. 2018. Т. 5. № 1. С. 29–42. DOI: 10.18334/et.5.1.38741
  • 7. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А., Капелюшников Р.И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 5–31. DOI: 10.32609/0042-87362020-11-5-31
  • 8. Дулепин Ю.А., Казакова Н.В. Трансфер и коммерциализация инноваций в экономике знаний. Саратов: КУБиК, 2012. — 234 с.
  • 9. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. — 300 с.
  • 10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. 2021. Т. 30. № 1. С. 88–110. DOI: 10.17323/1811038X-2021-30-1-88-110
  • 11. Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: молодежь NEET на рынке труда в России // Мир России. 2019. Т. 28. № 1. С. 140–160. DOI: 10.17323/1811038X-2019-28-1-140-160
  • 12. Иванюшина В.А., Уильямс Е.П. Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 47–70. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-47-70
  • 13. Карова Е.А. Миграция человеческого капитала // Вестник Евразийской науки. 2020. № 1 [электронный ресурс]. Дата обращения 01.03.2020. URL: https://esj.today/PDF/75ECVN120.pdf
  • 14. Карпов А.О. Возможен ли университет 3.0 в России? // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 59–70. DOI: 10.31857/S013216250001959-7
  • 15. Ключарев Г.А., Латов Ю.В. Дополнительное образование — мост между системой образования и рынком труда // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 20–33.
  • 16. Клячко Т.Л. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1. С. 26–40. DOI: 10.22394/2078838X-2020-1-26-40
  • 17. Клячко Т.А., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 791–805. DOI: 10.17059/2018-3-8
  • 18. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37–48.
  • 19. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.
  • 20. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26.
  • 21. Кузьминов Я.И., Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 19–41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41
  • 22. Осипов А.М., Матвеева Н.А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36–42.
  • 23. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России / Н.К. Габдрахманов, Н.Ю. Никифорова, О.В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 48 с.
  • 24. Пимонова С.А., Фомина Е.М. Международная студенческая мобильность как элемент интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 91–103. DOI: 10.15826/ umpa.2019.04.031
  • 25. Попов Д.С. Человеческий капитал в России: точность измерения и ограничения подхода // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 27–38. DOI: 10.31857/S013216250010466-5
  • 26. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137–181. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-137-181
  • 27. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: Монография / Г.А. Ключарев, Д.В. Диденко, Ю.В. Латов, Н.В. Латова; Под общ. ред. Ю.В. Латова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. — 432 с.
  • 28. Тенишева К.А., Савельева С.С., Александров Д.А. Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора школы родителями // Социология: 4М. 2018. № 46. С. 44–84.
  • 29. Университеты на перепутье: высшее образование в России / Под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 319 с.
  • 30. Фотина О. Человеческий капитал в условиях институциональных ограничений российской экономики // Вопросы экономики и права. 2011. № 4. С. 44–48.
  • 31. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Эффективно поддерживаемое неравенство // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 66–89. DOI: 10.17323/1726-3247-2018-5-66-89
  • 32. Холдоров О.Н. Соотношение категорий «актор» и «субъект», «участник», «агент» в политической теории // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4. С. 128–133.
  • 33. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152–182. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-152-182
  • 34. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с.
  • 35. Шабунова А.А., Леонидова Г.В. Дошкольное образование как этап формирования человеческого капитала // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 11–12. С. 18–27.
  • 36. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 3–16.
  • 37. Antikainen A., Dworkin A.G., Saha L.J., Ballantine J., Essack Sh., Teodoro A., Konstantinovskiy D. Contemporary themes in the sociology of education // Manuscript for International Journal of Contemporary Sociology. 2011. Vol. 48. No. 1. P. 117–147.
  • 38. Chankseliani M. Four rationales of HE internationalization: perspectives of U.K. Universities on attracting students from former Soviet countries // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22. No. 1. P. 53–70. DOI: 10.1177/1028315317725806
  • 39. Lucas S.R. Effectively Maintained Inequality: Education Transitions, Track Mobility, and Social Background Effects // American Journal of Sociology. 2001. Vol. 106. No. 6. P. 1642–1690. DOI: 10.1086/321300
  • 40. Prakhov I., Bocharova M. Socio-economic predictors of student mobility in Russia // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43. No. 10. P. 1331–1347. DOI: 10.1080/0309877X.2018.1483014

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 3.
>> Архив журнала