Журнал: Социологический журналЗборовский Г. Е., Шаброва Н. В.Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материалах исследования в российском мегаполисе)

Журнал: Социологический журнал

Зборовский Г. Е., Шаброва Н. В.

Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материалах исследования в российском мегаполисе)

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8427
Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь
Шаброва Нина Васильевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Шаброва Н. В. Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материалах исследования в российском мегаполисе) // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 3. С. 121-146.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8427

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье анализируется потенциал превращения родительства в субъект гражданского общества посредством активизации его общественной деятельности на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Школа и мегаполис рассматриваются как социальная среда, обладающая потенциалом формирования новых социальных тенденций, движений, выражающихся в изменяющихся стратегиях поведения городских социальных общностей, в том числе и родителей школьников. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, осуществленного при поддержке Департамента образования г. Екатеринбурга в 2019 г. С помощью онлайн-анкетирования были опрошены родители школьников мегаполиса (n=7281 чел., выборка квотная). Анализируются их количественные и качественные характеристики как социальной общности и как субъекта гражданского общества. Подчеркивается значимость формирования и развития социального капитала сообщества родителей школьников в рамках как их «сильных», так и «слабых» связей. Показаны особенности вовлечения родителей школьников мегаполиса в общественные практики на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Зафиксировано активное участие родителей школьников в культурно-образовательных и спортивных мероприятиях, экологических и социальных проектах как в школе, так и в пространстве мегаполиса. Обнаружена растущая готовность родителей в будущем включаться в различные практики общественной активности. Вместе с тем обращено внимание на отсутствие активного стремления родителей участвовать в работе органов общественного управления на уровне школы и в проведении акций протеста/поддержки городских общественных инициатив в мегаполисе. Подчеркиваются потенциал превращения родительского сообщества школьников в активного субъекта публичной политики за счет наращивания социальной активности и возможный перевод ее в определенных условиях в активность гражданскую.

Литература:

  • 1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. — 356 с.
  • 2. Вавилина Н.Д., Паршукова Г.Б., Романников О.Д. Гражданское общество как субъект социального влияния (на примере Новосибирской области) // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 63–74. DOI: 10.31857/S013216250011313-7
  • 3. Власова Т.А., Макарова М.Н. Как родители включены во внутришкольные формы взаимодействия? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Том XIX. № 2 (85). С. 74–87.
  • 4. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90. DOI: 10.17323/1814-95452018-3-68-90
  • 5. Гурко Т.А. Динамика и дифференциация жизненных стилей городских родителей // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4472–4480. DOI: 10.19181/kongress.2020.526
  • 6. Гурко Т.А. Стили жизни современных городских и сельских матерей и отцов // Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 1. С. 422–424.
  • 7. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению трансформации института семьи // Социологический журнал. 2020. Том 26. № 1. С. 31–54. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.1.7052
  • 8. Дементьева И.Ф. Cемья и школа: партнерство или противостояние? // Проблемы современного образования. 2014. № 5. С. 40–48.
  • 9. Зборовский Г.Е. Отечественная социология: на пути к гражданскому обществу. Екатеринбург: УрФУ, 2014. — 344 с.
  • 10. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — 304 с.
  • 11. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Методологические подходы к исследованию нелинейной динамики образовательных общностей мегаполиса // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 4. C. 175–184.
  • 12. Ищенко А.М. Потенциал родительских сообществ в сохранении и укреплении здоровья детей (на примере ВРОО «Центр поддержки больных целиакией») // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. № 2. С. 638–640.
  • 13. Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество. М.: ГУ ВШЭ, 2011. — 224 с.
  • 14. Клячко Т. Л., Семионова Е. А. , Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92
  • 15. Константиновский Д.Л., Куракин Д.Ю., Вахштайн В.С. Требования семьи, общества, государства к начальной ступени общего образования: результаты мониторинга // Народное образование. 2010. № 5. С. 118–127.
  • 16. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121–139.
  • 17. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // Pro et Contra. 2010. № 1. С. 6–19.
  • 18. Мерсиянова И.B., Малахов Д.И., Иванова Н.В. Роль семьи в качестве канала межпоколенческой передачи традиций волонтерства в современной России // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 66–98. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-3-66-89
  • 19. Потехина И.П., Михалева М.Н. Родители о качестве школьного образования: динамика мнений // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. Выпуск 2. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2017. — 448 с.
  • 20. Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей // Социологические исследования. 2000. № 6. C. 78–87.
  • 21. Фролова Е.В., Рябова Т.М., Рогач О.В., Зуйкина А.В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227–239. DOI: 10.32744/pse.2019.3.17
  • 22. Чернова Ж.В. Сообщества родителей: новые формы солидарности и ресурсы мобилизации // Женщина в российском обществе. 2012. № 3. С. 36–51.
  • 23. Чернышов А. Родители как граждане // Власть. 2019. Т. 27. № 1. С. 47–54. DOI: 10.31171/vlast.v27i1.6197
  • 24. Шаброва Н.В. Родительство в институциональной структуре гражданского общества // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 2. C. 48–65. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.2.4
  • 25. Шаброва Н.В. Социальная общность родителей как субъект гражданского общества // Вестник института социологии РАН. 2020. Т. 11. № 1. С. 184–207. DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.635
  • 26. Шимутина Е.Н., Иванов И.Ю. Исследование вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте повышения эффективности управления образованием // Вестник МГПУ. Серия «Экономика». 2017. № 4 (14). С. 8–20.
  • 27. Шпаковская Л. Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 2. С. 211–224.
  • 28. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. — 664 с.
  • 29. Яницкий О.Н. Модернизация в России и вокруг: конспект // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 136–145.
  • 30. Яницкий О.Н. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории // Социологические исследования. 2013. №. 3. С. 50–59.
  • 31. Bebiroglu N., Geldhof G.J., Pinderhughes E.E., Phelps E., Lerner R.M. From Family to Society: The Role of Perceived Parenting Behaviors in Promoting Youth Civic Engagement, Parenting // Science and Practice. 2013. Vol. 13 (3). P. 153–168. DOI: 10.1080/15295192.2013.756352
  • 32. Bronfenbrenner U. Ecology of the family as a context for human development: research perspectives // Developmental Psychology. 1986. Vol. 22. No. 6. P. 723–742. DOI: 10.1037/0012-1649.22.6.723
  • 33. Derrick-Lewis S.M. Parental Involvement Typologies as Related to Student Achievement // Electronic Theses and Dissertations. 2001. Paper 71. Accessed 21.10.2020. URL: http://dc.etsu.edu/etd/71
  • 34. Doherty W.J., Jacob J., Cutting B. Community engaged parent education: strengthening civic engagement among parents and parent educators // Family relations. 2009. No. 58. P. 303–315. DOI: 10.1111/j.1741-3729.2009.00554.x
  • 35. Elder L., Greene S. The politics of parenthood: parenthood effects on issue attitudes and candidate evaluations in 2008 // American politics research. 2012. Vol. 40 (3). P. 419–449. DOI: 10.1177/1532673x11400015
  • 36. Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with Families and Communities // Education Leadership. 2004. Vol. 61. No. 8. P. 12–18. Accessed 17.07.2019. URL: http://www.ascd.org/el200405_epstein.pdf
  • 37. Flanagan C.A., Bowes J.M., Jonsson B., et al. Ties that bind: correlates of adolescents’ civic commitments in seven countries // Journal of Social Issues. 1998. No. 54 (3). P. 457–475. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1998.tb01230.x
  • 38. Fletcher А., Elder G., Mekos D. Parental influences on adolescent involvement in community activities // Journal of research on adolescence. 2000. No. 10. 29–48. DOI: 10.1207/sjra1001_2
  • 39. Graham T., Jackson D., Wright S. “We need to get together and make ourselves heard”: everyday online spaces as incubators of political action // Information, communication & society. 2016. Vol. 19. Iss. 10. P. 1373–1389. DOI: 10.1080/1369118X.2015.1094113
  • 40. Janoski T., Wilson J. Pathways to voluntarism: family socialization and status transmission models // Social Forces. 1995. Vol. 74. No. 1. P. 271–292. DOI: 10.1093/sf/74.1.271
  • 41. Lareau A., Mu?oz V.L. “You’re Not Going to Call the Shots”: Structural Conflicts between the Principal and the PTO at a Suburban Public Elementary School // Sociology of education. Vol. 85. Iss. 3. P. 201–218. DOI: 10.1177/0038040711435855
  • 42. Lerner R., Johnson S.K., Wang J., Ferris K.A., Hershberg R.M. The study of the development of civic engagement within contemporary developmental science: theory, method, and application // Research in Human development. 2015. Vol. 12. Iss. 1–2. P. 149–156. DOI: 10.1080/15427609.2015.1013759
  • 43. McIntosh H., Hart D., Youniss J. The influence of family political discussion on youth civic development: Which parent qualities matter? // Political Science & Politics. 2007. No. 40. P. 495–499. DOI: 10.1017/s1049096507070758
  • 44. Murray B., Domina T., Renzulli L., Boylan R. Civil society goes to school: Parent-teacher associations and the equality of educational opportunity // The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences. 2019. Vol. 5. Iss. 3. P. 41–63. DOI: 10.7758/RSF.2019.5.3.03
  • 45. Murray B., Domina T., Petts A., Renzulli L., Boylan R. “We’re in This Together”: Bridging and Bonding Social Capital in Elementary School PTOs // American Educational Research Journal. 2020. Vol. 57. Iss. 5. P. 2210–2244. DOI: 10.3102/0002831220908848
  • 46. Niemi R., Chapman C. The civic development of 9th-through 12th-grade students in the United States: 1996. Statistical Analysis Report. November 1998 // National Center for Education Statistics. Accessed 12.03.2019. URL: https:// nces.ed.gov/pubSearch/pubsinfo.asp?pubid=1999131
  • 47. Oosterhoff В., Metzger А., Babskie I.Е. What do citizens have to do? Parents’ and adolescents’ messages about civic duty // Journal of Adolescent Research. 2015. Vol. 30 (3). P. 365–389. DOI: 10.1177/0743558414563931
  • 48. Posey-Maddox L., Haley-Lock A. One size does not fit all: understanding parent engagement in the contexts of work, family, and public schooling // Urban education. 2020. Vol. 55. Iss. 5. P. 671–698. DOI: 10.1177/0042085916660348
  • 49. Rossi G., Lenzi M., Sharkey J., Vieno A., Santinello M. Factors associated with civic engagement in adolescence: the effects of neighborhood, school, family, and peer context // Journal of community psychology. 2016. Vol. 44. Iss. 8. 1040–1058. DOI: 10.1002/jcop.21826
  • 50. Schmid С. The value “social responsibility” as a motivating factor for adolescents’ readiness to participate in different types of political actions, and its socialization in parent and peer contexts // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35. Iss. 3. P. 533–547. DOI: 10.1016/j.adolescence.2012.03.009
  • 51. Youniss J., Bales S., Christmas-Best V., Diversi M., McLaughlin M., Silbereisen R. Youth civic engagement in the twenty-first century // Journal of Research on Adolescence. 2002. Vol. 12. Iss. 1. P. 121–148. DOI: 10.1111/1532-7795.00027
  • 52. Zaff J.F., Malanchuk O., Eccles J.S. Predicting positive citizenship from adolescence to young adulthood: “The effects of a civic context” // Applied Developmental Science. 2008. Vol. 12. Iss. 1. P. 38–53. DOI: 10.1080/10888690801910567

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 3.
>> Архив журнала