Журнал: ДЕМИС. Демографические исследованияМоскалевич Г. Н.Правовое регулирование миграционных процессов в условиях евразийской интеграции и пандемии COVID-19

Журнал: ДЕМИС. Демографические исследования

Москалевич Г. Н.

Правовое регулирование миграционных процессов в условиях евразийской интеграции и пандемии COVID-19

DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.3.8
Москалевич Галина Николаевна
Минский инновационный университет, Минск, Беларусь
кандидат юридических наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Москалевич Г. Н. Правовое регулирование миграционных процессов в условиях евразийской интеграции и пандемии COVID-19 // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Том. 1. № 3. С. 91-100.
DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.3.8

Рубрика:

Политическая демография

Аннотация:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) было нацелено на повышение экономической конкурентоспособности стран, вступивших в данное международное объединение, что, в свою очередь, должно повысить жизненный уровень населения государств-членов. Активное развитие интеграционных процессов в этих странах потребовало внесения соответствующих изменений в национальные законодательства с целью формирования однородного правового поля и обогащения внутреннего права международным опытом правового регулирования, в том числе и в регулировании миграционными процессами, поскольку интеграция всегда сопровождается миграционными процессами. Целью данной статьи является исследование и анализ проблем правового регулирования миграционных процессов, имеющих место в странах ЕАЭС. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования миграционных процессов в Евразийском экономическом союзе. Анализируются нормативные положения Договора о ЕАЭС, регулирующие миграционные процессы на территории Союза, служащие правовой основой для решения вопросов трудовой миграции, повышающие трудовой статус мигрантов – граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз. Подчеркивается, что положения Договора о ЕАЭС устанавливают статус граждан – мигрантов из стран ЕАЭС, временно работающих на территории одной из стран-членов, регулируют их отношения с работодателем и закрепляют на законодательном уровне равные права трудовых мигрантов с гражданами страны-реципиента, в том числе и в социальной сфере, за исключением пенсионного обеспечения. Положения Договора закрепляют некоторые преимущества для мигрантов из государств, входящих в состав Союза: предусмотрено не только защищать интересы государств, но и права и свободы трудящихся мигрантов и членов их семей, прибывших из государств-участников ЕАЭС, создавать благоприятные условия их жизни в стране, принявшей их, в том числе для выполнения трудовой деятельности, способствующие успешному интегрированию в социальную систему страны. Акцентируется внимание на проблемах, связанных с реализацией положений Договора о ЕАЭС, обусловленных существенными различиями государств-партнеров, связанными с уровнем и моделями экономического развития. Отмечается, что в научной юридической литературе и законодательствах стран ЕАЭС встречаются различные подходы к толкованию понятия «миграция населения», представители которых берут за основу те или иные признаки этого сложного социально-экономического явления, рассматривая его с разных сторон. Сделан вывод о необходимости выработки единого подхода к правовому регулированию миграционных процессов на территории ЕАЭС и формирования общего рынка труда. Внесены предложения, направленные на совершенствование миграционного законодательства: унифицировать приобретаемый социально-правовой статус мигрантов в стране приема; систематизировать и гармонизировать миграционное законодательство стран-членов Евразийского экономического союза; координировать с партнерами по ЕАЭС принимаемые правительственные решения в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19, отражающейся на миграционных процессах, и другие. Выдвинуто предложение о необходимости разработки и принятии кодифицированного нормативного акта – Миграционного кодекса ЕАЭС, что, по мнению автора, позволило бы устранить имеющиеся противоречия между положениями о миграции в Договоре о ЕАЭС и национальными миграционными законодательствами государств-членов, унифицировать систему миграционного законодательства в рамках интеграционного международного объединения, приведя его в соответствие с международным правом.

Литература:

  • Воронина Н. А. Внешняя трудовая миграция в условиях евразийской интеграции: правовые аспекты / Н. А. Воронина // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2017. – № 1. – С. 94–113.
  • Ткаченко А. А. Интеграционные начала ЕАЭС: проблемы миграции / А. А. Ткаченко // Власть. – 2015. – № 11. – С. 14–20.
  • Алиев С. Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. Текст: электронный. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-migratsiya-vevraziyskom-ekonomicheskom-soyuze (дата обращения: 25.06.2021).
  • Иванчак А. Правовое регулирование труда работников-мигрантов стран ЕАЭС / А. Иванчак. // Право и управление. XXI век. – 2015. – №3 (36). – С. 84–91.
  • Гаева А. С. Миграционные процессы на евразийском пространстве / А. С. Гаева // Россия и современный мир. – 2019. – С. 207–222. DOI: 10.31249/rsm/2019.01.14.
  • Морозов П. Е. О понятии и предмете миграционного права стран Евразийского экономического союза / П. Е. Морозов // Миграционное право. – 2016. – № 1. – С. 3–6.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 1. № 3.
>> Архив журнала