Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Гуманитарий Юга России

Чикарова Г. И.
Тенденции трансформации профессиональной идентичности молодых и опытных учителей в крупном российском городе

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.7

Чикарова Галина Игоревна
Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Стажер-исследователь

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Чикарова Г. И. Тенденции трансформации профессиональной идентичности молодых и опытных учителей в крупном российском городе // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 11. № 4. С. 92-103.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.7

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Выражение признательности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-311-90073

Аннотация:

Цель исследования: выявить тенденции трансформации профессиональной идентичности молодых и опытных учителей в крупном российском городе.   Методологическая база исследования. Базовым методологическим основанием предложенного исследования является «мягкая концепция» идентичности, разработанная Р. Брубейкером, Ф. Купером.   Результаты исследования. Определено, что наиболее подвижными структурами профессиональной идентичности учителей, работающих в муниципальных школах крупного российского города, оказываются оценка статуса профессии и профессиональные стратегии. Выделены две тенденции в трансформации профессиональной идентичности учителей: в первом случае – изменение профессиональной идентичности в сторону позитивной профессиональной идентичности, результатом которой является устойчивая интегрированность в профессиональное сообщество; во втором варианте – в сторону кризисной профессиональной идентичности, результатом которой становится уход специалиста из муниципальной школы или полный отказ от профессии.   Перспективы исследования. Полученные данные могут быть использованы при дальнейшем изучении профессиональной идентичности учителей в контексте реализации управленческих практик, нацеленных на эффективную долгосрочную интеграцию учителей в поле профессиональной деятельности.  

Ключевые слова:

профессиональная идентичность; труктурные компоненты профессиональной идентичности; трансформация; молодые учителя; опытные учителя

Литература:

  • 1. Константиновский Д. Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся : ежегодник. Вып. 16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2018. С. 171–191.
  • 2. Чередниченко Г. А. Модель социокультурного воспроизводства (на примере средних школ) // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 19–22 апреля 2016 г. М., 2016.
  • 3. Чикарова Г. И. Институциональные условия формирования профессиональной идентичности молодых учителей в крупном российском городе в оценках экспертов // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10, № 3. С. 159–167.
  • 4. Brubaker R., Cooper F. Beyond «Identity» // Theory and Society. 2000. Vol. 29, No. 1. P. 1–47.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 11. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: