Журнал: Гуманитарий Юга РоссииГаврилов П. С.Иностранные студенты в полиэтничном пространстве российских вузов: проблемы адаптации и интеграции в научно-исследовательских практиках

Журнал: Гуманитарий Юга России

Гаврилов П. С.

Иностранные студенты в полиэтничном пространстве российских вузов: проблемы адаптации и интеграции в научно-исследовательских практиках

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.10
Гаврилов Павел Сергеевич
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Гаврилов П. С. Иностранные студенты в полиэтничном пространстве российских вузов: проблемы адаптации и интеграции в научно-исследовательских практиках // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 11. № 4. С. 139-148.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.10

Рубрика:

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация:

Цель исследования: рассмотреть особенности дисциплинарных практик в области изучения иностранных студентов, проходящих обучение в России, в контексте их адаптации и интеграции к полиэтничным условиям принимающего регионального сообщества и вузовской среды.   Методологическая база исследования строится на принципах и положениях междисциплинарного подхода, предполагающего возможность и перспективы синтеза накопленного научного знания в той или иной научной отрасли с целью формирования комплексного подхода в изучении актуальной научной проблемы, в данном случае связанной с социокультурной адаптацией студентов-мигрантов.   Результаты исследования позволили обосновать точку зрения о наибольшем методологическом потенциале в изучении адаптации иностранных студентов в полиэтничном пространстве российских регионов и вузов мультидисциплинарного подхода, который, находясь на стыке дисциплинарных практик, позволяет в оптимальном режиме интегрировать накопленное знание в данном предметном поле, сформировавшемся в различных областях и сферах социально-гуманитарной науки.   Перспективы исследования определяются отсутствием самостоятельных социологических исследований, выполненных в предметном поле, актуализирующем фактор полиэтничности в адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Наличие отдельных сюжетных линий, включенных в общий адаптационный контекст проблематики, связанной с иностранным студенчеством в России, не снимает с научной повестки вопроса о проведении самостоятельных социологических исследований, направленных на изучение барьеров адаптации и интеграции обучающихся в вузах полиэтничных регионов России иностранных граждан. Данная позиция обосновывается эмпирически подтверждаемыми фактами влияния этнической/расовой принадлежности иностранных студентов на сложности адаптации в полиэтничной среде российских вузов и интеграции в местное региональное сообщество.  

Ключевые слова:

иностранные студенты; вузы; студенты-мигранты; социокультурная адаптация; интеграция; социальные барьеры; высшее образование; полиэтничный регион

Литература:

  • 1. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Генердукаева З. Ш. Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 3. С. 53–72.
  • 2. Алдакимова О. В. О моделировании методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 70–72.
  • 3. Архипов А. Ю., Рогова Т. М., Савченкова И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11, № 1, ч. 2. С. 124–128.
  • 4. Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2015. № 4 (36). С. 247–257.
  • 5. Белозеров В. С., Щитова Н. А., Чихичин В. В., Соловьев И. А. Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации (на примере Северо-Кавказского федерального университета) // Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 4. С. 79–92.
  • 6. Бенсон Г. Ф. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. № 12 (189). С. 85–91.
  • 7. Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 108–118. DOI: 10.32744/ pse.2019.2.9.
  • 8. Вашурина Е.? В., Евдокимова Я. Ш. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 41–51.
  • 9. Вершинина И. А., Курбанов А. Р., Панич Н. А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6). С. 94–102.
  • 10. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Universitas. 2013. Т. 1, № 3. С. 33–47.
  • 11. Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации // Акмеология. 2016. № 2 (58). С. 147–151.
  • 12. Иванова М.И. Социально-психоло-гическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 с.
  • 13. Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Кавеева А. Д., Ахметова С. А., Фурсова В. В. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. 2017. № 20. C. 35–54. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.444.
  • 14. Кагермазова Л. Ц. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2014. Т. IV, № 2. С. 101–103.
  • 15. Каменева Т. Н., Кунилова К. Д. Учебный процесс как механизм адаптации иностранных студентов к условиям российского общества // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 2 (83). С. 59–63. DOI: 10.22394/1818-4049-2018-83-2-59-63.
  • 16. Максимчук Е. Д. Социально-психологи-ческое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 11 (164). С. 87–92.
  • 17. Маркина Д. М. Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХиГС // Социально-экономи-ческие явления и процессы. 2018. № 2. С. 58–63.
  • 18. Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1(22). С. 129–132.
  • 19. Пугачев И. А., Будильцева М. Б., Варламова И. Ю. Адаптация иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе: комплексный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15, № 2. С. 225–235.
  • 20. Федотова Н. Л., Миллер Л. В. Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16, № 2. С. 191–206. DOI: 10.22363/2313-2264-2018-16-2-191-206.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 11. № 4.
>> Архив журнала