Журнал: Социологическая наука и социальная практикаКоростелева Л. Ю.Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Коростелева Л. Ю.

Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8618
Коростелева Лариса Юрьевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат социологических наук,  старший научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Коростелева Л. Ю. Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 4. С. 250-263.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8618

Рубрика:

РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье рассматривается сфера образования как одно из направлений политико-управленческих практик по развитию регионов. Оценивается значение образовательных организаций высшего образования в составе научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), созданных в контексте реализации национального проекта «Наука». Возложенная на центры задача по активизации межрегионального взаимодействия, как предполагается, будет способствовать инновационному развитию субъектов Российской Федерации и экономико-технологической связанности территорий. В контексте поставленной задачи проанализированы данные с официальных сайтов НОЦ, данные международного рейтинга THE, московского международного рейтинга MosIUR за 2020 г., нормативные правовые акты, а также вторичные данные по исследуемой проблеме. Показано, что НОЦ стали своего рода надстройкой (конструкцией), объединившие под одной вывеской центра несколько групп акторов: университеты, научные организации, организации из реального сектора экономики, поддерживаемые субъектом Российской Федерации под личным контролем со стороны губернаторов. Особенностью таких центров стало не только объединение университетов с высокими международными рейтинговыми оценками из разных регионов, но и участие одного и того же университета в составе нескольких НОЦ. Такой организационный приём посредством стягивания севера и юга, запада и востока, включения одних и тех же университетов в состав разных НОЦ даёт основание предполагать, что это, с одной стороны, усиливает межрегиональное взаимодействие, увеличивает значения показателей деятельности участников проекта, но с другой – затрудняет объективную оценку самой деятельности НОЦ. На основании исследования высказывается гипотеза, что существующие подходы в оценке результативности НОЦ порождают множество имитационных форм деятельности, включая отчетность, и нуждаются в совершенствовании. Делается вывод, что деятельность НОЦ будет способствовать прорывному развитию тех регионов, на территории которых они образованы, но вместе с тем и усиливать межрегиональные диспропорции.

Ключевые слова:

регионы России; территориальные неравенства; научно-образовательные центры мирового уровня; университеты; международные рейтинги университетов

Литература:

  • 1. Бондаренко Н. Е., Губарев Р. В. Проблема регионального неравенства в социально- экономическом развитии России // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2020. Т. 17, № 5 (113). С. 56–68. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-5-56-68
  • 2. Журавлева Е. В. Достижение мирового уровня научно-образовательными центрами – тренды, механизмы, результаты / Е. В. Журавлева, Т. Н. Воробьева, Д. А. Захарова, В. П. Жабинская // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т. 34, № 9. С. 112–118. DOI:10.24411/0235-2451-2020-10919.
  • 3. Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с.
  • 4. Печаткин В. В. Формирование научно-образовательных центров мирового уровня в регионах России как инструмент повышения конкурентоустойчивости территорий // Экономические отношения. 2019. Т. 9, № 4. С. 3075–3086. DOI:10.18334/eo.9.4.41267.
  • 5. Рейтинг вузов Times Higher Education 2020 // ПроВУЗ.ру : [сайт]. URL: https://www. provuz.ru/rating/times-higher-education-2020/ (дата обращения: 06.11.2021).
  • 6. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития : [монография] / М. А. Абрамова [и др.] ; отв. ред. Р. С. Гринберг, П. В. Савченко. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2021. 596 с. DOI: 10.12737/1087982.
  • 7. Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. Информационно-аналитическое резюме по итогам общенационального социологического исследования / М. К. Горшков [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2018. 44 с.
  • 8. Фальков В. Н. О возможностях совершенствования оценки эффективности научно-образовательных центров (НОЦ): индикативный подход / В. Н. Фальков, А. В. Толстиков, А. С. Латышев, А. Г. Барабашев // Управление наукой : теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 15–37. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2.1.
  • 9. Borlaug S. B. Moral hazard and adverse selection in research funding: centers of excellence in Norway and Sweden // Science and Public Policy. 2016. Vol. 43, № 3. P. 352–362. DOI: 10.1093/scipol/scv048.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 9. № 4.
>> Архив журнала



© 1998-2023. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)