Журнал: Социологический журналБогомолова Е. В., Кот Ю. А., Никифорова Е. А., Петренко Е. С.Антикризисные трансформации корпоративной культуры российских компаний во время пандемии COVID-19

Журнал: Социологический журнал

Богомолова Е. В., Кот Ю. А., Никифорова Е. А., Петренко Е. С.

Антикризисные трансформации корпоративной культуры российских компаний во время пандемии COVID-19

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8644
Богомолова Екатерина Вячеславовна
Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия
руководитель исследовательских и образовательных проектов
Кот Юлия Александровна
Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия
руководитель проектов
Никифорова Екатерина Александровна
Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия
старший специалист
Петренко Елена Серафимовна
Фонд "Общественное мнение", Москва, Россия
кандидат философских наук, директор по науке

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Богомолова Е. В., Кот Ю. А., Никифорова Е. А., Петренко Е. С. Антикризисные трансформации корпоративной культуры российских компаний во время пандемии COVID-19 // Социологический журнал. 2021. Том. 27. № 4. С. 53-71.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8644

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация:

С апреля 2020 г. по август 2021 г. Фонд «Общественное мнение» провел исследование топ-менеджмента предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в условиях пандемии. В рамках исследования мы сосредоточились на «историях успеха» и свойствах компаний, которые обусловливают их выживаемость. Организации, попавшие в поле нашего зрения, несмотря на пандемический кризис, успешно справились с адаптацией к нему, запустили новые продукты и процессы, их коллективы солидаризировались и в некоторых случаях выросли под новые функции. Одним из факторов успеха компании и ее выживаемости в период кризиса является наличие системы ценностей, разделяемой всеми участниками команды, как неотъемлемой части корпоративной культуры. Руководители компаний отмечают: внимательно относиться к коллективу значит делать очень выгодную инвестицию в развитие бизнеса. В кризисный период именно корпоративная культура помогла руководителям компаний сохранить вокруг себя сплоченную команду, создать рабочую атмосферу в коллективе и вдохновить сотрудников на дальнейшее развитие. В статье рассмотрены разные уровни корпоративной культуры, показана роль каждого из них в выживании бизнеса в условиях пандемии. Приведены результаты кейс-стади и контент-анализа 70 глубинных интервью с руководителями компаний, которые отражают ключевые изменения корпоративной культуры в контексте пандемии. Особое внимание уделено трансформации роли руководителя бизнеса. В заключительном разделе рассмотрены особенности корпоративной культуры для бизнесов разных размеров и подведены итоги, а также обозначены направления будущих исследований.

Литература:

  • 1. Абрамов Р.Н., Климов И.А. Работа на удаленке: конец эксклюзивности // СоциоДиггер. ВЦИОМ. 2020. Т. 1. № 1. С. 16–26.
  • 2. Браун Д., Крамер И. Корпоративное племя: Чему антрополог может научить топ-менеджера / Пер. с англ. И. Окуньковой. М.: Альпина Паблишер, 2018. — 240 с.
  • 3. Климова С.Г., Климов И.А. Опыт перехода российских компаний на удаленную работу в ситуации пандемии // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 50–60. DOI: 10.31857/S013216250014470-0
  • 4. Кудрявцева Е.И. COVID-19 как индикатор корпоративной культуры: опыт малых предприятий // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021 / Под ред. Е.А. Горбашко, И.В. Федосеева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 680–684.
  • 5. Лалу Ф. Открывая организации будущего / Пер. с англ. В. Кулябиной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 432 с.
  • 6. Ослон А.А. и др. Социология пандемии. Проект коронаФОМ. М.: Институт Фонда «Общественное мнение» (инФОМ), 2021. — 319 с.
  • 7. Симачев Ю.В. и др. Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие. Доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 13–30 апреля 2021 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 45 с.
  • 8. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. — 336 с.
  • 9. Belzunegui-Eraso A., Erro-Garc?s A. Teleworking in the Context of the Covid-19 Crisis // Sustainability. 2020. Vol. 12. No. 9. P. 3662–3680. DOI: 10.3390/ su12093662
  • 10. Carnevale J.B., Hatak I. Employee adjustment and well-being in the era of COVID-19: Implications for human resource management // Journal of Business Research. 2020. Vol. 116. P. 183–187. DOI: 10.1016/j. jbusres.2020.05.037
  • 11. Chatman J.A., et al. Parsing organizational culture: How the norm for adaptability influences the relationship between culture consensus and financial performance in high?technology firms // Journal of Organizational Behavior. 2014. Vol. 35. No. 6. P. 785–808. DOI: 10.1002/job.1928
  • 12. Graham J.R., et al. Corporate culture: Evidence from the field // Cambridge: National Bureau of Economic Research. 2017. No. 23255. P. 1–77. DOI: 10.3386/w23255
  • 13. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. The value of corporate culture // Journal of Financial Economics. 2015. Vol. 117. No. 1. P. 60–76. DOI: 10.1016/j. jfineco.2014.05.010
  • 14. Guo H., et al. The digitalization and public crisis responses of small and medium enterprises: Implications from a COVID-19 survey // Frontiers of Business Research in China. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 1–25. DOI: 10.1186/s11782-02000087-1
  • 15. Kitching J., Smallbone D., Xheneti M. Have small businesses beaten the recession? // 32nd Institute for Small Business and Entrepreneurship (ISBE) Conference: Celebrating 3 decades of excellence in education, research and practice: at the cutting edge of international entrepreneurship. Liverpool, U.K., 2009. P. 1–16 [online]. Accessed 27.11.2021. URL: https://core.ac.uk/reader/91048
  • 16. Li K., et al. The role of corporate culture in bad times: Evidence from the COVID-19 pandemic // Journal of Financial and Quantitative Analysis. 2020. Vol. 56. No. 5. P. 1–68. DOI: 10.1017/S0022109021000326
  • 17. Li K., et al. Measuring corporate culture using machine learning // The Review of Financial Studies. 2021. Vol. 34. No. 7. P. 3265–3315. DOI: 10.1093/rfs/hhaa079
  • 18. Lins K.V., Servaes H., Tamayo A. Social capital, trust, and firm performance: The value of corporate social responsibility during the financial crisis // The Journal of Finance. 2017. Vol. 72. No. 4. P. 1785–1824. DOI: 10.1111/jofi.12505
  • 19. Meyer B.H., Prescott B., Sheng X.S. The impact of the COVID-19 pandemic on business expectations // International Journal of Forecasting. In Press. 2021. DOI: 10.1016/j.ijforecast.2021.02.009
  • 20. Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. Happiness and productivity // Journal of Labor Economics. 2015. Vol. 33. No. 4. P. 789–822. DOI: 10.1086/681096
  • 21. Quartz/Qualtrics. The Pandemic and Employee Experience. 2021 [online]. Accessed 10.07.2021. URL: https://www.qualtrics.com/m/assets/wp-content/ uploads/2020/08/Qualtrics-Quartz-Report.pdf
  • 22. Shan C., Tang D.Y. The value of employee satisfaction in disastrous times: Evidence from COVID-19. 2020. — 42 p. DOI: 10.2139/ssrn.3560919
  • 23. Sturt D., et al. Rethink. 2022 Global Culture Report. O.C. Tanner Institute. 2021. — 174 p. [online]. Accessed 10.07.2020. URL: https://www.octanner.com/content/dam/oc-tanner/images/v2/culture-report/2022/home/INT-GCR2022.pdf

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 27. № 4.
>> Архив журнала