Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Гуманитарий Юга России

Хунагов Р. Д., Магранов А. С., Гаврилов П. С.
Адаптация учебных мигрантов в российских вузах: современные научные подходы и мнения иностранных студентов

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.6.14

Хунагов Рашид Думаличевич
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия
Доктор социологических наук, профессор, председатель совета НИИ комплексных проблем университета
Магранов Алексей Сергеевич
Южный федеральный университет; Южно-Российского филиал ФНИСЦ РАН, Ростов-нв-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Центр социально-политических исследований Южного федерального университета; ведущий научный сотрудник, Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Гаврилов Павел Сергеевич
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
аспирант

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Хунагов Р. Д., Магранов А. С., Гаврилов П. С. Адаптация учебных мигрантов в российских вузах: современные научные подходы и мнения иностранных студентов // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 10. № 6. С. 174-185.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.6.14

Рубрика:

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ

Аннотация:

Цель исследования: анализ основных теоретических подходов современных отечественных исследователей к изучению проблем адаптации иностранных студентов и сравнение с результатами опроса учебных мигрантов.   Методологическая база исследования представлена результатами прикладного социологического исследования, реализованного ЮРФ ФНИСЦ РАН в первой половине 2021 г. В ходе реализации исследования были опрошены иностранные студенты вузов ЮФО. Результаты исследования. В данной статье рассмотрены теоретические работы современных отечественных исследователей, посвященные изучению проблемы адаптации учебных мигрантов в российских вузах. Описаны основные рекомендации и примеры реализованных мероприятий по облегчению процесса адаптации иностранных студентов, выделенные в данных работах. Проведен сравнительный анализ мнений учебных мигрантов относительно необходимых улучшений в учебном процессе и рекомендаций, представленных исследователями в научных работах. Выделены методы воспитательной работы по содействию в адаптации иностранных студентов в вузе, необходимость реализации которых отмечают как представители научного сообщества, так и сами учебные мигранты. Также определены направления работы, на важность которых обращают внимание иностранные студенты, но которые недостаточно изучены в работах исследователей.  Перспективы исследования. Результаты проведенного исследования позволят повысить эффективность воспитательной работы в высшем учебном заведении, направленной на помощь в адаптации учащимся, приехавшим из других государств.  

Литература:

  • Ахтариева Р. Ф., Рахманова А. Р., Салимуллина Е. В. Особенности интеграции иностранных студентов в полиэтническую образовательную среду вуза // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 71, ч. 2. С. 39–41.
  • Белоус Е. С., Ромашова О. В. Формирование позитивного образа России в мультикультурной образовательной среде // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 2, № 9. С. 25–32.
  • Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31–43.
  • Болотова М. И. Проблемы межкультурного взаимодействия в полиэтнической среде вуза и пути их решения // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, будущее : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области. Оренбург: Фронтир, 2019. С. 212–215.
  • Горбунова Е. М., Ларионова М. В. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.
  • Камара И. Иностранные студенты в России: проблемы социальной адаптации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 82–85.
  • Комарова М. Н., Сошников Е. А., Глебов В. В. Культурно-социальная и психологическая адаптация иностранных студентов // Успехи современного естествознания. 2013. № 8. С. 49–51.
  • Лебедева Т. В. Правовые и социальные аспекты учебной миграции в Российскую Федерацию // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 2. С. 61–67.
  • Маталова С. В., Бойцова И. В. Образ России глазами русских и иностранных обучающихся (поликультурный подход) // Мир русского слова. 2019. № 4. С. 42–47.
  • Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2, Т. I (Гуманитарные науки). С. 111–115.
  • Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1 (11). С. 129–132.
  • Ременцова Н. С. К вопросу адаптации иностранных студентов в университетах России // Международное образование и сотрудничество. М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2012. С. 120–123.
  • Титова О. И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С. 98–102.
  • Файзуллина О. Р. Успешная адаптация иностранных студентов как ключевой показатель уровня интернационализации в высшем учебном заведении // Вестник НЦ БЖД. 2019. № 2 (40). С. 47–52.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 10. № 6.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: