Журнал: Социологическая наука и социальная практикаВинокурова Д. М., Максимов Н. Р., Хуа Ц.Структуры интеракций китайских студентов в вузах ДФО РФ: образовательно-досуговое пространство

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Винокурова Д. М., Максимов Н. Р., Хуа Ц.

Структуры интеракций китайских студентов в вузах ДФО РФ: образовательно-досуговое пространство

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8868
Винокурова Декабрина Михайловна
СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
кандидат социологических наук, Институт психологии
Максимов Нюргун Романович
СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
директор департамента, проректор по международному сотрудничеству
Хуа Цзян
Исследовательский институт высшего образования Харбинского политехнического университета, Харбин, КНР
PhD, профессор, директор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Винокурова Д. М., Максимов Н. Р., Хуа Ц. Структуры интеракций китайских студентов в вузах ДФО РФ: образовательно-досуговое пространство // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Том. 10. № 1. С. 41-57.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8868

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье анализируются социальные траектории с целью выявления дифференцирующих факторов динамической структуры повседневной коммуникации студентов КНР на Дальнем Востоке РФ, на которые влияет их выбор. Эмпирические данные основываются на двух исследованиях, проведённых сотрудниками Института Востока, Исследовательского института высшего образования Харбинского политехнического университета и межкафедральной социологической лаборатории ФЭИ СВФУ в 2017 и 2019 гг. Методологический подход исследования, исходящий из теории социального пространства, позволяет условно выделить образовательное поле и виды соседско-бытовых субполей. В качестве структуры таких полей повседневной коммуникации в иноэтничной среде выделены: длительность пребывания студентов в зависимости от образовательных программ, уровень владения русским языком, место проживания, соседи по комнате в общежитии, уровень материального достатка семьи студентов. Безусловно, ни в коей мере не отрицается, что основной тон в жизнедеятельности студентов задаёт когнитивная среда процесса обучения. Полученные данные позволяют условно выделить в повседневной внеучебной жизни студентов три вида соседско-бытовых субполей: к первым можно отнести проживающих со своими соотечественниками студентов, часть из которых, быстро адаптировавшись к местным условиям, может испытывать трудности в овладении русским языком – соответственно, и в целом в учёбе. Ко вторым видам могут быть отнесены респонденты, изъявившие желание проживать с представителями местного студенческого сообщества для более тесного контакта с ними с целью лучшего усвоения русского языка. Безусловно, они испытывают трудности на начальном этапе адаптации, что может быть затем компенсировано достижением поставленной цели, хорошим владением русским языком, установкой дружеских отношений, не только с соседями по комнате, и т. п. Третий вид могут формировать те, кто изначально на достаточном уровне овладел русским языком, кто может без проблем общаться и обучаться в России. Они могут проживать как со своими земляками, так и с российскими студентами.

Литература:

  • 1. Арефьев А. Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54–66.
  • 2. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований. 2014. URL: https://5top100.ru/upload/iblock/be8/inostrannye_stydenty.pdf (дата обращения: 13.11.2020).
  • 3. Арефьев А. Л. В 2015 году в России будет учиться ещё больше китайских студентов. Интервью журналу Министерства просвещения КНР «Мировое образование» // Министерство науки и образования Российской Федерации: [сайт]. URL: https://5top100.ru/news/12982/?sphrase_id=14647 (дата обращения: 23.12.2020).
  • 4. Бакштановский В. И. Предисловие редактора // Ведомости прикладной этики. 2018. Вып. 51. Этика профессии как ценностный ориентир проектирования миссии университета. С. 6–8.
  • 5. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Начала. Choses dites / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М. : Socio-Logos, 1994. С. 181–207.
  • 6. Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Начала. Choses dites / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М. : Socio-Logos, 1994. С. 208–221.
  • 7. Ларин А. Г. Китайская образовательная миграция в России: невесёлая картина // Общество и государство в Китае. 2012. № 42. С. 285–289.
  • 8. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей системы / Пер. с нем. И. Д. Газиева; под ред. Н. А. Головина. СПб. : Наука, 2007. 641 с.
  • 9. Масловский М. В. Межкультурное взаимодействие и социальные поля: новые теоретические подходы в европейской и американской социологии // Социологические исследования. 2016. № 7 (387). С. 11–18.
  • 10. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / М. Карной [и др.]; пер.. с англ. М. С. Добряковой, Л. Ф. Пирожковой; под науч. ред. перевода М. С. Добряковой. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. 525 с.
  • 11. Общественная палата РФ. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад общественной палаты Российской Федерации. Москва 2007 г. // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 1–103.
  • 12. Согомонов А. Ю. «Устойчивый университет» (инновации, постуниверситет, этика) // Ведомости прикладной этики. 2018. Вып. 51. Этика профессии как ценностный ориентир проектирования миссии университета. С. 112–126.
  • 13. Федосов Е. А. Китайский студент в Томском государственном университете: ценности, мотивации, бытовая адаптация // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 5 (37). С. 128–133.
  • 14. Фрумин И. Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография. Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999. 250 с.
  • 15. Jepperson R. Institutions, institutional effects, and institutionalization. The New Institutionalism in Organizational Theory. Chicago, in W. Powell and P. DiMaggio (ed.) Il.: University of Chicago Press. 1991. Р. 143–163.
  • 16. ?akmakl?, An?l Divarc?, Boone Ch., Arjen van Witteloostuijn. When does globalization lead to local adaptation? The emergence of hybrid Islamic schools in Turkey, 1985–2007 // American Journal of Sociology. 2017. Vol. 122, № 6. Р. 1822–1868.
  • 17. Emirbayer M., Mishe A. What is Agency // American Journal of Sociology.1997. Vol. 103, Р. 962–1023.
  • 18. Kagan Henya, Jo Cohen. Cultural adjustment of international students // Psychological Science. 1990. № 2. Р. 133–137.
  • 19. ?? ???????????????????/????????(?? ???) 2003??6?(??180?) ??????????,??100875 135–142 ? Chen Hui. Socio-psychological research on the social and cultural adaptation of foreign students in China // Beijing Educational University. 2003. № 6 (general № 180). P. 135–142.
  • 20. ??,??? “????”??????????:????????/ ????????12??3? 2018?5? “????”?????. Chen Qiang, Wen Wen. China’s Belt and Road Initiative in relation to the education of foreign students: challenges, problems and alternatives // Higher Education Management Journal. 2018. Vol. 12, № 3 May. P. 28–33.
  • 21. ??????????“????”???????????10??????????/ ?????? 2016??10? (??321?) 27-36 ?. Chen Li,Yiliman·Ai-zi-mai-ti. Study on the Development and Strategies for the Education of Students’ from Countries along ‘the Belt and Road’in China In Recent Decade // International and Comparative Education Journal. 2016. № 10 (common number 321). P. 27–36.
  • 22. ??,???? ???????????????? ??????????????/ ?????? ?39??2?? 2016?2?19-30 ?. Fan Bao, Wu Ying. A study of trends in overseas Chinese students in higher education. Analysis based on statistical data over the past 15 years // Journal of Higher Education. 2016. February. P. 19–30.
  • 23. ??,??? “????”??????????:??2004-2014?????/ ????? 2016??4? 77-82 ? (??????????????430079) Zheng Gang, Ma Le. China’s silk road initiative and the education of chinese foreign students: an analysis based on data from 2004–2014 // Journal of Education and Economics. 2016. № 4. P. 77–82.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 10. № 1.
>> Архив журнала