Журнал: Гуманитарий Юга РоссииРомадыкина В. С.Истоки становления национального самосознания и национальной идеи: религиозный подход

Журнал: Гуманитарий Юга России

Ромадыкина В. С.

Истоки становления национального самосознания и национальной идеи: религиозный подход

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.1.8
Ромадыкина Виталия Сергеевна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк, ДНР
Кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Ромадыкина В. С. Истоки становления национального самосознания и национальной идеи: религиозный подход // Гуманитарий Юга России. 2022. Том. 11. № 1. С. 109-118.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.1.8. EDN: DLTLYC

Рубрика:

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Аннотация:

Цель исследования: ретроспективный анализ базовых составляющих соотношения русской идеи и самобытности российской государственности.   Методологическая база исследования: автор использует совокупность методов исследования, таких как контент- и ивент-анализ, метод критического анализа, метод дискурса, восхождения от абстрактного к конкретному, вторичный анализ социологических данных, конструктивно-герменевти­ческий и структуралистский методы. В ходе исследования автор опирается на междисциплинарный подход, который позволил привлечь достижения политологии, социологии, философии, психологии для всестороннего и глубокого рассмотрения проблемы национальной идеи. Данное исследование базируется также на историческом, ценностно-нормативном, сравнительном, системном, культурологическом, диалектическом и социологическом подходах.   Результаты исследования позволяют выявить специфику, ценностные основания, соотношение, значение национальной идеи и национальной доктрины в современной России. Для того чтобы понять истоки данных феноменов, обращено внимание на исследование религиозных верований народа. Сделан вывод, что концепция «русская идея», изначально впитав в себя религиозные верования народа, видоизменялась не просто в контексте исторических событий, но и смены идеологических парадигм. Именно одновременное понимание своей особенности как на уровне идентичности, так и на уровне веры, свободолюбие и осознание политической зависимости стали пусковым механизмом трансформационных процессов развития русской государственности и поиска новых идеологических основ для формирования парадигмы развития, обосновывающей историческое право на политическую и территориальную суверенность.   Перспективы исследования. В основе исследования лежит предположение о том, что на современном этапе развития Российского государства и общества возникла необходимость в национальной идее, и, несмотря на ряд существующих проблем, наличествуют определенные предпосылки и перспективы ее формирования и последующего воплощения в форме интегративной идеологии, которая на основе общих ценностей и интересов могла бы стать одним из важных факторов консолидации российского общества, задала бы общий вектор дальнейшего развития страны, определила ее роль и место в мире.  

Литература:

  • 1. Бердяев Н. Русская идея. СПб.: Азбукаклассика, 2008. 308 с.
  • 2. Гальперин Ч. Дж. «Их же добр? никто не в?сть, кто суть»: взаимодействие Руси с монголами // Исторический вестник. 2014. Т. 10 (157). С. 44–57.
  • 3. Дугин А. Г. Эволюция национальной идеи Руси (России) // Отечественные записки. 2002. № 3 (4).
  • 4. Лозовицкая М.Ф., Лозовицкий Д.В. Слияние языческого и христианского начал в народном православии // Общество: философия, история, культура. 2019. Вып. 8 (64). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/ fik/2019/8/ culture/lozovitskaya-lozovitsky.pdf. DOI 10.24158/fik.2019.8.28.
  • 5. Лукьяненко А. А. Философская рефлексия диалектики исихазма и славянской мистерии в качестве сакрального ядра древнерусской культуры // Манускрипт. 2016. № 3-2. С. 102–105.
  • 6. Миронов А. В. Формирование христианской морали в условиях двоеверия (анализ литературных источников) // Известия Иркутского государственного университета. Серия : Политология. Религиоведение. 2019. Т. 27. С. 77–87.
  • 7. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных умов // Сочинения : в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 231–489.
  • 8. Панченко A. M. Русская культура в канун Петровских реформ. Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. 205 с.
  • 9. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории / ист.-биогр. очерк А.Н. Фукса. М.: Высшая школа, 1993. 735 c.
  • 10. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 318 с.
  • 11. Троицкий H. Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке: курс лекций. М., 1997. С. 38–41.
  • 12. Чигасова О. В., Терещенко А. А. Характер и последствия социально-экономических преобразований Петра I // Universum: общественные науки. 2018. № 10 (50). С. 1–3.
  • 13. Чудомех В.Н. Российская национальная идея: проблема конкретизации и формализации в государственном статусе // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/rossiyskaya-natsionalnaya-ideyaproblema-konkretizatsii-i-formalizatsii-vgosudarstvennom-statuse.
  • 14. Шмеман А. Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 390 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 11. № 1.
>> Архив журнала