Журнал: Социологическая наука и социальная практикаКузнецов Р. С., Кузнецов И. С.Социальный капитал студентов в цифровой образовательной среде: аудиторный и дистанционный форматы обучения

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Кузнецов Р. С., Кузнецов И. С.

Социальный капитал студентов в цифровой образовательной среде: аудиторный и дистанционный форматы обучения

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.3.9196
Кузнецов Роман Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
младший научный сотрудникКузнецов Игорь Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Кузнецов Р. С., Кузнецов И. С. Социальный капитал студентов в цифровой образовательной среде: аудиторный и дистанционный форматы обучения // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Том. 10. № 3. С. 45-62.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.3.9196. EDN: HQBCUU

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Переход к массовому цифровому образованию вызвал интерес отечественных и зарубежных исследователей к обсуждению вопросов о новой образовательной реальности и её влиянии на различные аспекты высшего образования. Данная статья присоединяется к этому обсуждению. В частности, в ней рассматривается вопрос о том, каким образом изменяется социальный капитал студентов в условиях массового дистанционного (онлайн) обучения. При этом социальный капитал нами анализируется с позиции Дж. Коулмана: мы фокусируемся на таких формах данного феномена, как доверительные отношения, взаимные обязательства (взаимопомощь) и групповые нормы. В последнем случае в качестве косвенного показателя рассматривается самоопределение обучающихся как «студентов» или «не студентов». Согласно результатам исследования, дистанционное (онлайн) обучение отличается от аудиторного: при онлайн-обучении студенты реже испытывают доверие к однокурсникам и преподавателям, а также реже готовы обращаться к ним за помощью по учебным и внеучебным вопросам. Молодые люди, которые в период обучения в вузе самоопределяются как «не студент», в отличие от тех, кто идентифицирует себя как «студент», в меньшей степени готовы выстраивать доверительные отношения и сети взаимопомощи (иметь взаимные обязательства) с однокурсниками и преподавателями. «Не студенты» чаще учатся дистанционно, и они в большей степени предпочитают онлайн-общение с преподавателями. Общий вывод состоит в том, что социальный капитал при онлайн-обучении снижается, что ставит вопрос об эффективности социализации молодых людей в рамках такого формата обучения.

Литература:

  • 1. Бекова С. К. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов / С. К. Бекова, Е. А. Терентьев, Н. Г. Малошонок // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74–92. DOI 10.17323/1814-9545-2021-1-74-92. EDN KYFOZH.
  • 2. Заборова Е. Н. Дистанционное обучение: мнение студентов / Е. Н. Заборова, И. Г. Глазкова, Т. Л. Маркова // Социологические исследования. 2017. № 2 (394). С. 131–139. EDN YGAMVL
  • 3. Индикаторы цифровой экономики: 2021 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; Нац. исслед. ун-т. «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 380 с. DOI 10.17323/978-5-7598-2385-8. EDN OUNNIJ.
  • 4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121–139.
  • 5. Креховец Е. В. Социальный капитал студентов сквозь призму социальных сетей / Е. В. Креховец, О. В. Польдин // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 59–79. DOI: 10.17323/18149545-2016-3-59-79. EDN WKXHPH.
  • 6. Ando S. (2021). University teaching and learning in a time of social distancing: A sociocultural perspective. Journal of Human Behavior in the Social Environment. Vol. 31. No. 1–4. P. 435–448. DOI: 10.1080/10911359.2020.1814928
  • 7. Aristovnik A., Ker?i? D., Rav?elj D., Toma?evi? N., Umek L. (2020). Impacts of the COVID-19 Pandemic on Life of Higher Education Students: A Global Perspective. Sustainability. Vol. 12. No. 20. P. 1–34. 8438. DOI: https://doi.org/10.3390/su12208438
  • 8. Arnado J. M., Jabal R. F., Poa M. R, Viray T. C. (2021). Trust in Pandemic-Induced Online Learning: Competitive Advantage of Closure and Reputation. International Journal of Sociology of Education. Vol. 10. No. 2. P. 192–217. DOI: 10.17583/rise.2021.7088
  • 9. Azor?n C. (2020). Beyond COVID-19 supernova. Is another education coming? Journal of Professional Capital and Community. Vol. 5. No. 3/4. P. 381–390. DOI: 10.1108/jpcc-05-2020-0019
  • 10. Bano S., Cisheng W., Khan A., Khan N. (2019). WhatsApp use and student’s psychological well-being: Role of social capital and social integration. Children and Youth Services Review. Vol. 103. P. 200–208. DOI: 10.1016/j.childyouth.2019.06.002
  • 11. Brouwer J., Jansen E., Flache A., Hofman A. (2016). The impact of social capital on self-efficacy and study success among first-year university students. Learning and Individual Differences. Vol. 52. P. 109–118. DOI:10.1016/j.lindif.2016.09.016
  • 12. Coleman J. S., Hoffer T. (1987). Public and Private High Schools: The Impact of Communities. New York: Basic Books. 254 p.
  • 13. Gittell R., Vidal A. (1998). Community Organizing: Building Social Capital as a Development Strategy. Thousand Oaks, CA: Sage Books. 196 p.
  • 14. Hanifan L. J. (1916). The Rural School Community Center. Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 67. P. 130–138.
  • 15. Heidari E., Salimi G., Mehrvarz M. (2020). The influence of online social networks and online social capital on constructing a new graduate students’ professional identity. Interactive Learning Environments. P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2020.1769682
  • 16. Israel G., Beaulieu L., Hartless G. (2009). The Influence of Family and Community Social Capital on Educational Achievement. Rural Sociology. Vol. 66. No. 1. P. 43–68. DOI:10.1111/j.1549-0831.2001.tb00054.x
  • 17. Joanis S., Burnley J., Mohundro J. (2020). Social Capital’s Impact on College Graduation Rates, Debt, and Student Loan Defaults. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. P. 1–20. DOI: 10.1177/1521025120918879
  • 18. Khan M. A. (2021). COVID-19’s Impact on Higher Education: A Rapid Review of Early Reactive Literature. Educ. Sci. Vol. 11. P. 1–14. 421. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11080421
  • 19. Lin N. (1999). Building a network theory of social capital. Connections. Vol. 22. P. 28–51. DOI: 10.4324/9781315129457-1
  • 20. Pishghadam R., Zabihi R. (2011). Parental education and social and cultural capital in academic achievements. International Journal of English Linguistics. Vol. 1. No. 2. P. 50–57.
  • 21. Pusztai G. (2014). The effects of institutional social capital on students’ success in higher education. Hungarian Educational Research Journal. Vol. 4. No. 3. P. 60–73.
  • 22. Putnam R. D. (2000). Bowling alone: The collapse of America’s social capital. New York, Simon & Shuster. 544 p.
  • 23. Putri R., Purwanto A., Pramono R., Asbari M., Wijayanti L., Hyun C. (2020). Impact of the COVID-19 Pandemic on Online Home Learning: An Explorative Study of Primary Schools in Indonesia. International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29. No. 5. P. 4809–4818.
  • 24. Rogo?i? S., Baranovi? B. (2016). Social capital and educational achievements: Coleman vs. Bourdieu. Center for Educational Policy Studies Journal. Vol. 6. No. 2. P. 81–100.
  • 25. Schwartz S. E., Kanchewa S. S., Rhodes J. E., Gowdy G., Stark A. M., Horn J. P., Spencer R. (2018). «I’m Having a Little Struggle With This, Can You Help Me Out?»: Examining Impacts and Processes of a Social Capital Intervention for First-Generation College Students. American Journal of Community Psychology. Vol. 61. No. 1-2. P. 166–178. DOI:10.1002/ajcp.12206.
  • 26. Smoyer A., O’Brien K., Rodriguez-Keyes E. (2020). Lessons learned from COVID-19: Being known in online social work classrooms. International Social Work. Vol. 63. P. 651–654. DOI: https:// doi.org/10.1177/0020872820940021
  • 27. Wellman B., Haase A., Witte J., Hampton K. (2001). Does the Internet increase, decrease, or supplement social capital? Social networks, participation, and community commitment. American Behavioral Scientist. Vol. 45. No. 3. P. 436–455.
  • 28. Williams D. (2006). On and Off the ’Net: Scales for Social Capital in an Online Era. Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 11. No. 2. P. 593–628. DOI:10.1111/j.1083-6101.2006.00029.x
  • 29. Woolcock M., Narayan D. (2000). Social capital: implications for development theory, research, and policy. World Bank Res Obs. Vol. 15. P. 225–249. DOI: 10.2307/3986417
  • 30. Wut T., Xu J. (2021). Person-to-person interactions in online classroom settings under the impact of COVID-19: a social presence theory perspective. Asia Pacific Education Review. Vol. 22. No. 3. P. 371–383. DOI:10.1007/s12564-021-09673-1

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 10. № 3.
>> Архив журнала