Журнал: Социологическая наука и социальная практикаАлёкминская Г. М.К вопросу о культурной памяти и идентичности в трудах Я. Ассмана

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Алёкминская Г. М.

К вопросу о культурной памяти и идентичности в трудах Я. Ассмана

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.3.9202
Алёкминская Гульнара Михайловна
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
кандидат исторических наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Алёкминская Г. М. К вопросу о культурной памяти и идентичности в трудах Я. Ассмана // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Том. 10. № 3. С. 148-158.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.3.9202. EDN: QNUVUY

Рубрика:

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Аннотация:

В данной статье рассмотрены взгляды Я. Ассмана на сущность культурной памяти и формирующейся на её основе идентичности. Идентичность можно рассматривать как результат рефлексии над неосознанным представлением о себе. Я. Ассманом была установлена связь между личной и коллективной идентичностью. Индивидуальное сознание можно определить как социогенное, не только потому, что оно возникает в процессе социализации, но и потому, что именно оно создаёт общность и является носителем коллективного представления о себе. Я. Ассман выделяет различие между индивидуальной и личной идентичностью. Оба аспекта я-идентичности социогенны и культурно детерминированы, возникают в сознании, формируемом языком, ценностями и нормами той или иной культуры. Идентичность представляет собой продукт социального конструирования и потому всегда выступает как культурная идентичность. Отличие коллективной идентичности от личной в том, что вторая носит символический характер. Коллективные идентичности относятся к области социального воображения. Коллективная идентичность также существует лишь в той мере, в какой её признают своей индивиды. В целях своего самоопределения общества нуждаются в прошлом. Осознание и признание принадлежности к определённой культуре представляют собой культурную идентичность. Личная идентичность достигается через коммуникацию и взаимодействие с другими людьми, через проживание с ними в общем символическом мире смысла. Культура становится второй природой человека, человек приспосабливается к символическому миру смыслов. Культура создаёт пространство, пригодное для существования человека и выступающее обязательным условием складывания личной и индивидуальной идентичности. Смысловые горизонты, разделяемые людьми, становятся символическим выражением мы-идентичности. Важное значение имеет речь и общая система символов – основные средства образования групп. Комплекс передаваемой в символах общности является культурной формацией – тем, посредством чего создаётся и сохраняется в смене поколений коллективная идентичность. Чувство общности порождается циркуляцией общего смысла.

Литература:

  • 1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 10. № 3.
>> Архив журнала