Журнал: ВластьЧередниченко Г. А.Переход «школа-вуз»: человеческий капитал vs социальное неравенство

Журнал: Власть

Чередниченко Г. А.

Переход «школа-вуз»: человеческий капитал vs социальное неравенство

DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i5.9253
Чередниченко Галина Анатольевна
Института социологии ФНИСЦ РАН
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Чередниченко Г. А. Переход «школа-вуз»: человеческий капитал vs социальное неравенство // Власть. 2022. Том. 30. № 5. С. 133-144.
DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i5.9253

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье автор анализирует, как на фоне нарастающей стратификации образовательных организаций и программ средней и высшей школы институциональные преобразования перехода от среднего к высшему образованию (введение ЕГЭ) ведут к воспроизводству прежних и появлению новых форм социального неравенства и территориально-поселенческих ограничений в доступе к высшему образованию, которое различается уровнем качества подготовки и будущей экономической выгоды на рынке труда. На данных статистики и социологических обследований показано, что сложилось два типа образовательных траекторий. После средней школы, используя ЕГЭ, поступают на очное обучение, особенно в селективные вузы, преимущественно выходцы из высших и средних страт. После 9 класса и учебы (часто промежуточной) в СПО поступают (в обход ЕГЭ) на заочное обучение существенно чаще представители семей с пониженными экономическими и социокультурными ресурсами. Различия в материальном и социокультурном положении семей учащихся и молодежи, значимо определяющие шансы доступа в стратифицированную высшую школу, мультиплицируются межрегиональной и поселенческой разнородностью. В результате снижается мотивация и возможности получения высшего образования (ценимого рынком труда) у молодежи из малоресурсных семей, небольших поселений, удаленных территорий, и в самые последние годы усиливается ее выталкивание в сектор СПО. Все это ведет к деформации социальной функции высшего образования как института, назначение которого формировать (в опоре на природные задатки и познавательные способности) интеллектуальный потенциал общества, способный отвечать на разнообразные общественные вызовы.

Литература:

  • Александров Д.А., Тенишева К.Ф., Савельева С.С. 2015. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж». – Вопросы образования. № 3. С. 66-91.
  • Барбер М., Доннелли К., Ривзи С. 2012. Океаны инноваций. Атлантический океан, Тихий океан, мировое лидерство и будущее образования. – Вопросы образования. № 4. С. 109-185.
  • Беккер Г.С. 2003. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ. 672 с.
  • Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А. 2018. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития. М.: Дело. 46 c.
  • Бурдье П., Пассрон Ж.-К. 2007. Воспроизводство: элементы теории системы образования (пер. с франц. Н.А. Шматко). М.: Просвещение. 267 с.
  • Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. 2008. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. – Вопросы образования. № 1. С. 32-64.
  • Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие: тезисы доклада. 2018. М.: НИУ ВШЭ. 63 с.
  • Каравай А.В. 2021. Состояние человеческого капитала российских профессионалов. – Terra Economicus. № 19(1). С. 124-137.
  • Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М.: ГУ ВШЭ. 608 с.
  • Константиновский Д.Л. 1999. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС. 344 с.
  • Константиновский Д.Л., Попова Е.С. 2018. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора. – Социологические исследования. № 3. С. 34-44.
  • Латов Ю.В., Н. Тихонова Н.Е. 2021. Новое общество – новый ресурс – новый класс? – Terra Economicus. № 19(2). С. 6-27.
  • Латова Н.В., Латов Ю.В. 2020. Опоздавшие к третьей образовательной революции (Компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов). – Журнал институциональных исследований. Т. 12. № 2. С. 67-85.
  • Образование и социальная дифференциация (отв. ред. М. Карной, И.Д. Фрумин, Н.Н. Кармаева). 2018. М.: ИД НИУ ВШЭ. 454 с.
  • Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию: информационный бюллетень. 2021. № 17. 48 c.
  • Прахов И.А. 2014. Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ. – Вопросы образования. № 3. С. 74-99.
  • Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. 2020. М.: НИУ ВШЭ. Сер. Современная аналитика образования. № 13(43). 68 с.
  • Ростовская Т.К., Попова И.В., Кучмаева О.В. 2019. Влияние единого государственного экзамена на состояние образовательного потенциала молодежи. – Человеческий капитал. № 4(124). С. 64-75.
  • Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. 2016. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников. – Вопросы экономики. Т. 12. № 8. С. 74-95.
  • Рощина Я.М. 2006. Чьи дети учатся в российских элитных вузах. – Вопросы образования. № 1. С. 347-369.
  • Тихонова Н.Е. 2017. Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика. – Вестник Института социологии. № 2. С. 140-165.
  • Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. 2018. Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость. Сер. Факты образования. № 5(20). 24 с.
  • Чередниченко Г.А. 1999. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция. – Социологический журнал. № 1-2. С. 5-21.
  • Чередниченко Г. А. 2014. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М. 559 с.
  • Чередниченко Г.А. 2018. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ). – Вопросы образования. № 2. С. 254-282.
  • Чередниченко Г.А. Вознесенская Е.Д., Кузнецов И.С. 2020. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография (отв. ред. Г.А. Чередниченко). М.: Изд-во ФНИСЦ РАН. 173 с.
  • Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. 2004. Первые результаты ЕГЭ: анализ социальных последствий и тенденций. – Вопросы образования. № 2. С. 288-310.
  • Becker G.S. 1964. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. University of Chicago Press. 412 p.
  • Bourdieu P. 1966. L'ecole conservatrice. Les inegalites devant l'ecole et devant la culture. – Revue francaise de sociologie. Vol. 7. No. 3. Р. 325-247.
  • Bourdieu P. 1979. Les trois etats du capital culturel. – Actes de la recherche en sciences sociales. No. 30. P. 3-6.
  • Bourdieu P., Passeron J.-C. 1970. La reproduction. El?ments pour une th?orie du syst?me d'enseignement. Paris: Ed. de Minuit. 285 p.
  • Castells M. 1996. The Information Age: Economics, Society and Culture. Oxford: Blackwell Publishing Ltd. 597 p.
  • Prakhov I., Yudkevich M. 2019. University Admission in Russia: Do the Wealthier Benefit from Standardized Exams? – International Journal of Educational Development. Vol. 65(C). P. 98-105.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 30. № 5.
>> Архив журнала