Журнал: Социологический журналСтребков Д. О.Социальные аспекты кредитного поведения населения

Журнал: Социологический журнал

Стребков Д. О.

Социальные аспекты кредитного поведения населения


Стребков Денис Олегович
Государственный университет — Высшая школа экономики
кандидат социологических наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Стребков Д. О. Социальные аспекты кредитного поведения населения // Социологический журнал. 2007. № 1. С. С. 83-102.

Рубрика:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье представлен разработанный автором методологический подход, позволяющий анализировать влияние социальных факторов на принятие финансовых решений. В частности, выделен набор параметров (индикаторов), определяющих соотношение уровня жизни индивида, уровня жизни его социального окружения, референтных и антиреферентных групп, в соответствии с которым аналитически выделены восемь возможных вариантов жизненной стратегии.Получен ряд важных содержательных выводов, характеризующих изменение системы ценностей и структуры потребностей современного российского населения; изменение статуса кредита в обществе. На основе анализа эмпирических данных показано существенное влияние социальных факторов на трех первых этапах принятия решения о получении кредита: осознание потребности, поиск информации и предпокупочная оценка вариантов

Литература:

  • Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. С. Зенкина. М.: Рудомино, 2001.
  • Zelizer V.A. Human values and the market: The case of life insurance and death in 19th-century America // American Journal of Sociology. 1978. Vol. 84. P. 591-610.
  • Modigliani F. Life cycle, individual thrift and the wealth of nations // Nobel lectures: Economic sciences (1981–1990) / Ed. by K.-G. Maler. Singapore, etc: World Scientific, 1992. P. 150 171.
  • Lea S.E.G., Webley P., Levine R.M. The economic psychology of consume debt // Journal of Economic Psychology. 1993. Vol. 14. P. 85 119.
  • Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, зав-тра / Пер. с англ. Н.А. Алмаева // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 8–16.
  • Livingstone S.M., Lunt P.K. Predicting personal debt and debt repayment: Psychological, social and economic determinants // Journal of Economic Psychology. 1992. Vol. 13. P. 111-134.
  • Lunt P.K., Livingstone S.M. Mass consumption and personal identity. Buck-ingham, Philadelphia: Open University Press, 1992.
  • Преснякова Л. Пользование кредитами [online]. Date of access: 12.12.2006. URL: .
  • Галухина Я. Заемный конвейер набирает обороты // Эксперт. 2003. № 34.
  • Стребков Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 109 128.
  • Стребков Д.О. Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 51 59.
  • Lea S.E.G., Webley P., Walker C.M. Psychological factors in consume debt: Money management, economic socialization, and credit use // Journal of Economic Psychology. 1995. Vol. 16. P. 681 701.
  • Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей: Пер с англ. / Под ред. Л.А. Волковой. 9-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  • Smyth D.J. Toward a theory of saving // The economics of saving / Ed. by J.H. Gapinski. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1993. P. 47 92.
  • Де Грааф Дж., Ванн Д., Нэйлор Т.Х. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру / Пер. с англ. Н. Макаровой. М.: Ультра.Культура, 2003.
  • Tokunaga H. The use and abuse of consumer credit: Application of psycho-logical theory and research // Journal of Economic Psychology. 1993. Vol. 14. P. 285-316.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2007. № 1.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)