Журнал: Социологическая наука и социальная практикаБабинцев В. П., Серкина Я. И.Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Бабинцев В. П., Серкина Я. И.

Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.2
Бабинцев Валентин Павлович
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
доктор философских наук, профессор
Серкина Яна Игоревна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бабинцев В. П., Серкина Я. И. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Том. 11. № 1. С. 26-43.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.2. EDN: RBEEAH

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 21-18-00150 «Социальная консолидация городских сообществ: возможности и ограничения в условиях дигитализации урбанизированной среды» (https://rscf.ru/project/21-18-00150/).

Аннотация:

В статье анализируется проблема институционализации социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в российской провинции. Подчёркивается рискогенный характер дигитализации, обосновывается вывод о риске как о её системном элементе, заключающем в себе не только угрозы, но и значительные возможности для развития. Формулируется задача управления рискогенезом, необходимым условием которого является институционализация рисков. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России интерпретируется как система действий акторов образовательного пространства, предпринимаемых с целью предотвращения нежелательных следствий рисков цифровизации и дигитализации и использования их созидательного потенциала, включающих в себя установление корпоративных норм и стандартов поведения, определения структур, обеспечивающих их реализацию в ситуациях риска. Рассматриваются три основные задачи институционализации: определение норм и правил управления рисками; формирование осуществляющих его институций; разработка и внедрение корпоративных стандартов поведения в ситуациях рисков.

Литература:

  • 1. Яницкий О. Н. К проблеме модернизации гуманитарного знания // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6, № 1 (21). С. 7–22. DOI 10.19181/snsp.2018.6.1.5734. EDN YTPTYP.
  • 2. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Т. Э. Петрова [и др.] // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 9–22. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22. EDN LXPREV.
  • 3. Бурганова Л. А., Юрьева О. В. Отношение вузовских преподавателей к использованию цифровых технологий: социологический анализ // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 105–108. EDN HKXGDF.
  • 4. Кротенко Т. Ю. Возможности и угрозы цифровой трансформации управленческого образования // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 1. С. 98–106. DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-1-98-106. EDN XAINCZ.
  • 5. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49–58. DOI 10.26170/po20-0305. EDN KTHSZE.
  • 6. Козлова Н. Ш., Козлов Р. С. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). С. 51–59. DOI 10.24411/2078-10242020-13005. EDN OUPCZS.
  • 7. Синчурина Е. С. Риски цифровизации современного образовательного пространства на примере высшего и среднего образования // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. № 3 (28). С. 45–48. EDN DNLXOL.
  • 8. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М. : Прогресс, 1969. С. 23–82.
  • 9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 1986. 432 с.
  • 10. Харари Ю. Н. 21 урок для XXI века / Пер. с англ. Ю. Гольдберга. М. : Синдбад, 2019. 416 с. ISBN 978-5-00131-102-7.
  • 11. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N. Y. : Basic Books, 2001. 616 р.
  • 12. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington : World Future Society, 1983. 171 p.
  • 13. Зубков В. И. Риск в структуре экономического поведения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2001. № 2. С. 76–93. EDN BFESGP.
  • 14. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 31–56. EDN JWJFJP.
  • 15. Мозговая А. В. Риск: социологические исследования и социальная практика // Россия реформирующаяся. 2011. № 10. С. 421–433. EDN PBIUZP.
  • 16. World at Risk, edited by Ulrich Beck. English Edition, Translated by Ciaran Cronin. Cambridge. MA : Polity Press, 2009. 269 p.
  • 17. Латур Б. Об акторно-сетевой теории. Некоторые разъяснения, дополненные еще большими усложнениями // Логос. 2017. Т. 27, № 1 (116). С. 173–200. EDN WABGMB.
  • 18. Талеб Н. Рискуя Собственной Шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни / Н. Талеб : пер. с англ. Н. Караева. М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. 379 с. ISBN 978-5-389-14168-1.
  • 19. Schwab K., Malleret T. The Great Narrative. Z?rich : Schweizer Buchh?ndler und Verleger Verband SBVV, 2021. 253 p. ISBN 978-2-940631308.
  • 20. Глуховцова А. А. Концепция трактовки понятия «Риск деятельности субъекта» // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. № 5. С. 204–208. EDN ROYZIL.
  • 21. Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353–355. DOI 10.24411/1991-5497-2019-00138. EDN UMLEAB.
  • 22. Вакс В. Б. Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе // Концепт. 2021. № 2. С. 1–13. DOI 10.24412/2304-120X2021-11004. EDN NIEEDB.
  • 23. Понизовкина И. Ф. Цифровизация высшего образования: перспективы и риски // Право и практика. 2020. № 1. С. 194–202. EDN ECPECC.
  • 24. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы // BCG : [сайт]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 01.09.2022).
  • 25. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60–74. EDN OYUVRD.
  • 26. Тихонов А. В., Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74–81. DOI 10.31857/S013216250008325-0. EDN VSDAAV.
  • 27. Яницкий О. Н. К проблеме модернизации гуманитарного знания // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6, № 1 (21). С. 7–22. DOI 10.19181/snsp.2018.6.1.5734. EDN YTPTYP.
  • 28. Кирдина С. Г., Малков С. Ю. Моделирование самоорганизации экономики отраслей с повышающимися и понижающимися предельными издержками // Эволюционная теория, теория самовоспроизводства и экономическое развитие : 7 Международный симпозиум по эволюционной экономике (Московская область, Пущино, 14–15 сентября 2007 года) / ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН, ЦЭЭ ; науч. ред. : В. И. Маевский, С. Г. Кирдина. М. : Центр эволюционной экономики, 2008. С. 167–168.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 11. № 1.
>> Архив журнала