Журнал: Социологическая наука и социальная практикаЗорина А. Е.Наставничество как ресурс формирования социальных адаптационных практик (на примере природосберегающего поведения)

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Зорина А. Е.

Наставничество как ресурс формирования социальных адаптационных практик (на примере природосберегающего поведения)

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.4.8
Зорина Анна Евгеньевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат социологических наук, научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зорина А. Е. Наставничество как ресурс формирования социальных адаптационных практик (на примере природосберегающего поведения) // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Том. 12. № 4. С. 141-155.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.4.8. EDN: SZBNWX

Рубрика:

АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация:

Исходным положением анализа, предпринятого в статье, является утверждение о том, что одним из способов передачи социального опыта в границах концепции адаптации можно считать наставничество, которое выступает ресурсом процесса вхождения в пространство социальных и профессиональных отношений. Проблемой для научного социологического анализа выступает выявление наличия и особенностей экологических практик субъектов-наставников – родителей и педагогов – и тех, на кого должен быть ориентирован процесс наставничества. Эмпирической базой анализа являются данные репрезентативного социологического опроса населения России из многолетнего исследовательского проекта мониторингового типа. Данные показывают, что подростки применяют в своей повседневной жизни природоохранные практики, ориентируясь на семейный опыт в большей степени, чем на опыт наставников- педагогов. Слабая эффективность наставничества в направлении формирования практик осознанного экологического поведения связана с тем, что эти практики не реализуются самими педагогами- наставниками. Более того, ситуация с экологическими практиками отражает общее положение с влиянием наставничества на формирование практик адаптации к социальной среде, что, в свою очередь, обусловлено спецификой социального самочувствия самих наставников.

Литература:

  • 1. Воспитание личности в процессе профессиональной социально- педагогической подготовки студентов: монография / М. П. Гурьянова, А. Л. Абдулкадер, Е. Н. Белоус [и др.] ; под ред. М. П. Гурьяновой. М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. 232 с. ISBN 9785-91955-160-7. EDN QLWLSH.
  • 2. Шугальский С. С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 276–280. EDN PWJSTL
  • 3. Методика организации социальных и социально- профессиональных практик / Под ред. Н. А. Криволаповой, Н. Н. Ушаковой ; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Курган, 2009. 76 с.
  • 4. Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 20.06.2024).
  • 5. Рыбакова М. В. Социальные экологические практики как условие модернизации России // Социально- гуманитарные знания. 2012. № 2. С. 273–279. EDN OXEBEX.
  • 6. Медведева Е. И., Крошилин С. В., Авачева Т. Г. Новации в экологическом поведении молодёжи: реалии, риски, возможности решения стратегических проблем // Региональные проблемы преобразования экономики. 2024. № 4. С. 245–257. DOI 10.26726/1812-7096-2024-4-245-257. EDN CLBPAL.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 12. № 4.
>> Архив журнала