Институт социологии
Российской академии наук

Молодые ученые. Публикации в СМИ

2019 | 2018 | 2017 |

2019

Аникин В. А.

  • 07.08.2019 Василий Александрович Аникин, старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований, комментирует данные, согласно которым бедных детей в России гораздо больше, чем взрослых: «У нас в зоне риска оказываются многодетные семьи и матери-одиночки. Из-за этого, возможно, статистика, предыдущие исследования показывают, что, если в домохозяйстве оба родителя или один заняты низкоквалифицированным трудом, в том числе физическим, если это неполное домохозяйство, если у людей низкий уровень образования, вероятность попадания в бедность многократно увеличивается. Конечно же, дети страдают, потому что бюджет делится между старшими, соответственно, дети оказываются в уязвимом положении. Такая классическая проблема: если домохозяйство оказалось в бедности, то и сами дети тоже. Но почему их больше? Возможно, это связано с тем, что у нас был повышающий тренд на рождаемость, который локализовался преимущественно в средне и низко обеспеченных слоях населения».  
    Коммерсантъ
  • 19.04.2019 Василий Александрович Аникин, старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований, в прямом эфире РБК дал комментарий на тему вымывания среднего класса в России, с чем социолог не согласен.        
    РБК
  • 10.04.2019 Василий Александрович Аникин, старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований, о кризисе в России: «Хорошее образование могут себе позволить выходцы из более или менее обеспеченных семей. Это, на самом деле, достаточно тревожный сигнал. Средств порой не хватает даже на текущее потребление, не говоря уже об инвестициях в человеческий капитал. Руководство страны поставило задачу о переходе к цифровой, постиндустриальной экономике, основанной на человеческом капитале. Но сейчас в России он оплачивается скромно, и стимулы к его накоплению, в общем-то, непонятны».  
    КоммерсантЪ

Ваньке А. В.

Земнухова Л. В.

  • 28.09.2019 Лилия Владимировна Земнухова, старший научный сотрудник Сектора социоурбанистики, приняла участие в мастер-классе по изучению будущего искусственного интеллекта в рамках международного проекта «Искусственный интеллект. Глобальная картина» (Global AI Narratives, GAIN). Событие прошло при поддержке Теплицы социальных технологий. Лилия Владимировна рассуждала о различии представлений об ИИ в российском обществе в зависимости от контекста: на фоне позитивного общественного настроя представители индустрии настроены более критично ввиду неопределенности и возможных финансовых рисков. При этом она подчеркнула, что поскольку технологии не развиваются в вакууме, то так или иначе будут отражать те проблемы, существующие в обществе, а значит, важно воспринимать их в конкретном контексте.  
    Теплица социальных технологий
  • 30.03.2019 Лилия Владимировна Земнухова, старший научный сотрудник Сектора социоурбанистики, отметила, что вопросы этики в цифровом мире должны рассматриваться в двух плоскостях: правовой и морально-нравственной. Правовая связана с тем, как на практике будут реализовываться технологические решения. Морально-нравственная имеет дело с идеями и разработками, а не с технологиями.  
    Теплица социальных технологий
  • 27.03.2019 Лилия Владимировна Земнухова, старший научный сотрудник Сектора социоурбанистики, о научно-техническом прогрессе: «В каком-то смысле с каждым новым технологическим витком человечество проходит точку невозврата: обычно в пример приводят паровые машины или телеграф, которых нет и к которым вряд ли предстоит вернуться. Наше текущее невозвратное мы сможем по достоинству оценить только лет через 50, потому что сейчас мы не успеваем замечать, что из разработок действительно важно, а что канет в лету за ненадобностью».  
    Теплица социальных технологий
  • 20.03.2019 Лилия Владимировна Земнухова, старший научный сотрудник Сектора социоурбанистики, о личных данных пользователей в интернете: «Тут может встать вопрос даже о краже цифровой личности, который упирается в идею собственности данных: кому эти данные принадлежат, кто и что может с ними сделать, сколько разных участников в этой сети с доступом к данным».  
    vn.ru, https://vn.ru/news-chto-ya-uznal-o-sebe-skachav-informatsiyu-nakoplennuyu-vkontakte/

Мареева С. В.

  • 18.09.2019 Светлана Владимировна Мареева, ученый секретарь Центра комплексных социальных исследований, и свежем исследовании «Зоны субъективного благополучия и неблагополучия в российском обществе» провела кластерный анализ субъективного (основанного на самооценке, а не на численных показателях) благополучия в РФ. Изучив оценки качества жизни людей (уровня дохода, качества питания, жилья, возможности одеться, провести досуг, образования, самореализации, медобслуживания, социальных связей и политических свобод), автор констатирует: в РФ в зону субъективного неблагополучия попадает 41% населения, к благополучным можно отнести 24%, еще 35% занимают промежуточное положение.  
    Коммерсантъ

Петухов Р. В.

Подъячев К. В.

  • 22.05.2019 Кирилл Викторович Подъячев, старший научный сотрудник Отдела анализа социокультурных оснований политических процессов, дал интервью «Свободной прессе», где прокомментировал введение Администрацией президента РФ новых «ключевых показателей эффективности» (КPI, Key Performance Indicators), среди которых KPI по повышению уровня социального оптимизма, обеспечению общественно-политической устойчивости и управляемости в регионах, снижению уровня протестного потенциала и повышению доли проактивной патриотически настроенной молодежи.   «Как социологическая категория социальный оптимизм трактуется двояко. С одной стороны, это удовлетворенность текущей ситуацией — насколько люди довольны своей жизнью. С другой стороны — это удовлетворенность будущим. Социальный оптимизм — это интегративный показатель. Он формируется из целого ряда факторов. Предположу, что администрация президента даже не задумывалась о том, какие конкретно факторы намерена в него включить», — отметил социолог.  
    Свободная пресса

Попова Е. С.

  • 13.09.2019 Екатерина Сергеевна Попова, старший научный сотрудник Отдела социологии образования, отмечает, что традиционные аспекты профессиональной деятельности — недостаточность или избыточность полученного образования по отношению к специфике труда, устаревание, по мнению работодателей, профкомпетенций и т. д. — усугубляются не только растущим разрывом между системой образования и рынком труда, но и технологическим развитием, от которого зависит пропорциональное соотношение возникающих и замещаемых профессий.  
    mkset.ru