Журнал: Полис. Политические исследованияОт редакции . Представляем номер

Журнал: Полис. Политические исследования

От редакции .

Представляем номер

От редакции ,

ID статьи на сайте журнала: 2790


Ссылка при цитировании:

От редакции . Представляем номер . – Полис. Политические исследования. 2000. № 5. С. 4.
DOI:

Рубрика:

Представляю номер

Аннотация

XXI век на пороге. Для нас, россиян, он будет означать, помимо всего прочего, качественно новую фазу интеграции народов, населяющих нашу огромную страну. Старинная практика “все решать по одному-единственному образцу, все устраивать на один манер” (М.Гефтер) исчерпала себя, для нее больше нет условий и ресурсов. Но новое еще впереди, как и связанные с ним приобретения. Каким оно будет — открытый вопрос. На пути к иному статусу социальной общности России, к другим основаниям совместной жизни наших народов много препятствий: правовой беспредел, питаемый атавизмом этносов, государственно-бюрократические традиции центра, стремление целых слоев возродить сталинскую и постсталинскую унификацию и тому подобное. Все-таки главное сегодня — не сопротивление людей, а сопротивление проблем.Федеральное устройство отвечает условиям развития громадной евразийской державы, оно является формой, в которой Россия способна реализовать свое единство как современное государство, — эти положения признает большинство нашего общества. Но суть заключается в том, что сегодня вопрос о федерализме в нашей стране поставлен жизнью на новый, более высокий уровень. Уже мало признавать необходимость разделения старого унитарного государства на составные части, каждая из которых тоже наделена суверенитетом. Проблема сложнее и глубже: самоопределение этносов и территорий в рамках демократически создаваемого целого, когда каждый субъект Федерации — полноправный хозяин своего дома и земли, условившийся с другими хозяевами, включая “сильный центр”, о новом модусе общежития, новом интеграционном механизме.Другими словами, мы нуждаемся в модели интегрального развития, ориентированной на отличия, на неодинаковые подходы к проблеме развития, на местные условия, несовпадающие традиции и обстоятельства, различия культур, не говоря уже о географическом местоположении, ресурсах, климате и т.п. Такая модель, видимо, предполагает не только (и не столько) подчинение центру территориальных административных механизмов, чиновников разных уровней и специальностей, хотя без наведения порядка в этой области не обойтись. Государство не может, да и не вправе вмещать в себя все и вся. Самое трудное — решиться реально и всерьез двинуться навстречу друг другу. “Сильный центр” приобретет авторитет у регионов лишь в том случае, если он строго придерживается принципов правового разделения федеральной власти и полномочий субъектов Федерации, равенства в отношениях по национально-государственной вертикали. Однако и руководителям регионов предстоит понять, что различия в материальных пропорциях, жизненных ритмах, укладах, иных формах бытия населения, а значит, связанная с ними разновекторность развития должны сосуществовать в едином демократическом пространстве. Только тогда федерализм обретет животворящее содержание, когда превратится из набора соперничающих с центром и порой между собой территориальных единиц в сообщество сотрудничающих самодеятельных образований.Редакция “Полиса” приступает к осуществлению нескольких научно-издательских проектов. Среди них — о специфике политической системы и правления России. Публикуемый цикл статей “Федерализм: многомерная модель исследования”, разумеется, не претендует на обобщенные рекомендации по решению сложнейших проблем современного государственного устройства. Наша задача — с опорой на всемирный опыт заново научиться вопрошать и ставить проблему федерализма, прежде чем искать соответствующие обстоятельствам ответы. Вот почему статьи данного раздела — это авторские точки зрения, с которыми отнюдь не во всем согласна редакция.Теперь от шеф-редактора — лично. В последние месяцы мы присутствуем при выяснении отношений между государством (в виде управляемых им структур, а именно “Газпрома”) и почти независимой компанией НТВ. Представляется, что для нас, гуманитариев, проблема лежит в иной плоскости: монополия, которая качает газ, невозобновляемое сырье России, подминает под себя один из интеллектуальных ресурсов нашего общества. А как вы, читатели “Полиса”, думаете: какой ресурс будет основным в ХХI столетии — сырьевой или интеллектуальный? В зав

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 5, 2000
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)