Журнал: Полис. Политические исследованияСоловьев А. И.Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации

Журнал: Полис. Политические исследования

Соловьев А. И.

Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации

Соловьев Александр Иванович ,
solovyev@spa.msu.ru


ID статьи на сайте журнала: 3047


Полный текст

 Текст статьи (Электронная версия)

Ссылка при цитировании:

Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации . – Полис. Политические исследования. 2002. № 3. С. 5-18.
DOI:

Рубрика:

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

Аннотация

Констатировав, что концепт коммуникации, активно использующийся в социальных исследованиях вот уже более полувека, позволяет раскрыть немало таинств политической жизни, автор доказывает, что многие грани и параметры политической коммуникации все еще недостаточно изучены. В настоящее время приложение законов обращения информации к объяснению социальной коммуникации по сути равнозначно интерпретации последней как некой целостности. Между тем, по заключению автора, в различных областях социальной жизни место и характер информационно-коммуникативных процессов отнюдь не одинаковы. Концепт “политической коммуникации” описывает не универсальный, а уникальный тип коммуникативного процесса, которому присущи собственные источники информационных контактов, особый тип организации социальных взаимоотношений, специфические функциональные нагрузки в рамках общества, своя морфология, многократно опосредованный стиль общения макросоциальных групп и ряд других свойств. Анализ этих свойств политической коммуникации приводит автора к выводу, что, хотя содержание политических коммуникаций крайне разнородно, они все же обладают рядом параметров, позволяющих рассматривать их как вполне определенную совокупность явлений. Поэтому необходимо, чтобы применяемые в науке подходы были способны к отображению не просто каких-то оттенков, сторон и фрагментов этого комплекса социальных контактов, но прежде всего их природы и сущности.

Литература

Андреева Г.М. 1998. Социальная психология. М.

Грачев М.Н. 1999. Политическая коммуникация. — Вестник РУДН. Сер.: Политология, № 1.

Дризе Т.М. 1999. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже ХХI века. —Вестник МГУ. Сер. 18: Социология и политология, № 4.

Землянова Л.М. 1997. Инфраструктура электронной демократии. — Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика, № 3.

Землянова Л.М. 2001. Техника меняет общество, но всегда ли это является прогрессом? — Вестник МГУ.

Сер. 10: Журналистика, № 2.

Кольцова Е.Ю. 1999. Теория массовой коммуникации. — Социологический журнал, № 1/2.

Конецкая В.П. 1997. Социология коммуникации. М.

Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. Круглый стол. 2000. — Социс, № 7.

Московичи С. 1996. Век толп. М.

Пугачев В.П. 1999. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию. — Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки, № 4.

Соловьев А.И. 2001. Политическая идеология: логика исторической эволюции. — Полис, № 2.

Black J., Whitney F.C. 1988. Introduction to Mass Communication. Dubuque, Iowa.

Brenton Ph. 1997. La utopie de la communication. Paris.

Cotteret J.-M. 1973. Gouvernants et gouverneўs: La coommunication politique. Paris.

Curran J. 1991. Mass Media and Democracy: A Reppraisal. — Curran J., Gurevitch M. (eds.) Mass Media and Society. L.

Curran J., Parc M.-J. (eds.) 2000. De-Westernising Media Studies. L., N.Y.

Dalhgren Р. 2001. The Public Sphere and the Net: Structure, Space, and Communication. — Bennett W.L., Entman R.M. (eds.) Mediated Politics. Communication in the Future of Democracy. Cambridge.

Defleur M. 1970. Theory of Mass Communications. N.Y.

Denton R.E., Woodvard G.C. 1990. Political Communication in America. N.Y.

McNair B. 1995. An Introduction to Political Communication. N.Y.

McNair B. 2000. Power, Profit, Corruption and Lies: The Russian Media in the 1990-s. — Curran J., Parc M.-J. (eds.) De-Westernising Media Studies. L., N.Y.

Norris P., Curtice J., Sanders D., Scammel M., Semetco H. 1999. On Message. Communicating the Campaign. L.

Perloff R.M. 1998. Political Communication: Politics, Press, and Public in America. L.

Sinne K. 1975. Communication: Mass Political Behavior. — Political Communication Issues and Strategies for Research. Vol. 4. L.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2002
>> Архив журнала