Журнал: Полис. Политические исследованияСоколов М. М.Классовое как этническое: риторика русского радикально-националистического движения

Журнал: Полис. Политические исследования

Соколов М. М.

Классовое как этническое: риторика русского радикально-националистического движения

Соколов Михаил Михайлович ,
msokolov@eu.spb.ru


ID статьи на сайте журнала: 3544


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Соколов М. М. Классовое как этническое: риторика русского радикально-националистического движения . – Полис. Политические исследования. 2005. № 2. С. 127-137.
DOI:

Рубрика:

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация

Кого и почему привлекает риторика русского радикально-националистического движения? Большинство исследователей склоняются к тому, что она находит отклик в душе параноических индивидов, склонных к иррациональным реакциям на трудности переходного периода. На основе анализа документов Русского Национального Единства, самой известной из русских националистических организаций 1990-х годов, автор предлагает альтернативную интерпретацию идентификационного базиса радикально-националистической риторики и социальных истоков ее убедительности. Выделив в текстах РНЕ две сквозные темы (этнизация и морализация) и проанализировав их в свете теории политического поля П.Бурдье, автор доказывает, что они представляют собой рациональные стратегии идеологической борьбы в конфликте вокруг распределения культурного капитала.

Литература

Баркашов А.П. 1997а. Метафизика русского национализма. — Русский порядок, № 4 (45).

Баркашов А.П. 1997б. Разоблаченная доктрина (о подлинной деятельности интернациональной власти в России). — Русский порядок, № 4 (45).

Баркашов А.П. 1997в. Национализм и патриотизм. О неизбежности национальной революции. — Русский порядок, № 4 (45).

Баркашов А.П. 1998а. О национальном происхождении Иисуса Христа. — Русский порядок, № 1 (46).

Баркашов А.П. 1998б. Интервью газете “Русский порядок”. — Русский порядок, № 1 (46).

Бурдье П. 1993а. Политические позиции и культурный капитал. — Бурдье П. Социология политики. М.

Бурдье П. 1993б. Политическое представление: Элементы теории политического поля. — Бурдье П. Социология политики. М.

Бурдье П. 2001. Практический смысл. СПб.

Галкин А.А. 1994. Российский фашизм? — Социологический журнал, № 2.

Гудков Л. 1999. Антисемитизм в современной России. — Малашенко А., Витковская Г. (ред.) Нетерпимость в России: Старые и новые фобии. М.

Левада Ю.А. 1994. Новый русский национализм: Амбиции, фобии, комплексы. — Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения, № 1.

Левада Ю.А. 1996. Существуют ли сегодня массовые корни фашизма? — Илюшенко В.В. (ред.) Нужен ли Гитлер России? М.

Лихачев В. 1999. Антисемитизм как часть идеологии праворадикальных политических течений современной России (национал-социализма, неоязычества и “традиционной правой”). М.

Лихачев В. 2002. Нацизм в России. М.

Лихачев В., Прибыловский В. 1997. Русское национальное единство. История, политика, идеология. М.

Малашенко А. 1999. Ксенофобия в постсоветском обществе. — Малашенко А., Витковская Г. (ред.) Нетерпимость в России: Старые и новые фобии. М.

Митрополит Иоанн. 1998. Русская симфония: Очерки русской историософии. СПб.

Обращение к русским студентам. 2003. — www.rne.org.

Романенко А.З. 1986. О классовой сущности сионизма. Л.

Сикевич З. Этническая неприязнь в массовом сознании россиян. — Малашенко А., Витковская Г. (ред.) Нетерпимость в России: Старые и новые фобии. М.

Скуратов Н. 1995. Иван Грозный. — Русский порядок, № 2 (12).

Соколов М.М. 1999. Принципы сегментирования аудитории и идеологический репертуар радикального националистического движения. — Телескоп: Наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, № 6.

Соколов М.М. 2004. Театр превращений: Анализ трансформаций русского радикально-националистического движения. — Васильев С.В. (ред.) Актуальные проблемы трансформации социального пространства. СПб.

Уолтон Д. 2002. Аргументы ad hominem. М.

Agar M. 1973. Ripping and Running. A Formal Ethnography of Urban Heroin Addicts. N.Y.

Baskerville B. 1979. The People's Choice: The Orator in American Society. Lexington, KY.

Berlin J. 1987. Rhetoric and Reality. Carbondale.

Boudon R. 1989. The Analysis of Ideology. Cambridge.

Bourdieu P. 1979. Symbolic Power. — Critique of Anthropology, vol. 4.

Bourdieu P. 1984. Distinction: The Social Critique of the Judgment of Taste. L.

Bourdieu P. 1986. The Forms of Capital. — Richardson J.G. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N.Y.

Bourdieu P. 1989. Social Space and Symbolic Power. — Sociological Theory, vol. 7, № 1.

Burke K. 1955. A Rhetoric of Motives. N.Y.

Burke K. 1984. Permanence and Change: An Anatomy of Purpose. Berkley.

Cohen A. 1983. The Lesson of Ethnicity. — Cohen A. (ed.) Urban Ethnicity. L.

DiMaggio P., Mohr J. 1985. Cultural Capital, Educational Attainment, and Marital Selection. — American Journal of Sociology, vol. 90.

Farrell T. 1993. Norms of Rhetorical Culture. New Haven, CT.

Gellner E. 1983. Nations and Nationalism. Oxford.

Hobsbawm E., Ranger T. (eds.) 1983. The Invention of Tradition. Cambridge.

Lamont M., Lareau A. 1988. Cultural Capital: Allusions, Gaps and Glissandos in Recent Theoretical Development. — Sociological Theory, vol. 6.

McAdam D., McCarthy J., Zald M. 1988. Social Movements. — Smelser N. (ed.) Handbook of Sociology. Newbury Park.

Rancour-Laferrier D. 2000. Imagining Russia: Russian Nationalism from Interdisciplinary Perspective. Lewistone.

Shenfield S. 2001. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements. N.Y.

Tulis J. 1987. The Rhetorical Presidency. Princeton.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 2, 2005
>> Архив журнала