Журнал: Полис. Политические исследованияАтанесян А. В.“Бархатная революция” в Армении: потенциал, достижения и риски политико- протестной активности

Журнал: Полис. Политические исследования

Атанесян А. В.

“Бархатная революция” в Армении: потенциал, достижения и риски политико- протестной активности

Атанесян Артур Владимирович , зав. кафедрой прикладной социологии факультета социологии, Ереванский государственный университет, Ереван
atanesyan@yandex.ru


ID статьи на сайте журнала: 5463


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Атанесян А. В. “Бархатная революция” в Армении: потенциал, достижения и риски политико- протестной активности . – Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 80-98.
DOI:

Рубрика:

Лаборатория: бурлящее постсоветское пространство

Аннотация

Тематика статьи сфокусирована на анализе протестной активности граждан Армении в апреле-мае 2018 г., приведшей к смене политических элит и провозглашению новыми элитами ряда направлений модернизации преимущественно внутренней политики Армении, включая борьбу с авторитаризмом, коррупцией и монополизацией экономики страны при прежней власти. Автор считает данные процессы закономерными и связанными с рядом объективных факторов, предшествовавших данным событиям, а также их восприятием в общественном сознании. В частности, институционализация механизмов формирования и циркуляции ресурса политической власти внутри единой политико-олигархической элиты привела к консервативной стагнации в экономике, что, в свою очередь, усугубило проблемы безработицы, бедности и, как следствие, массовой эмиграции. Политический дискурс касательно данных вопросов в СМИ и виртуальных социальных сетях в виду сравнительно высокого уровня свободы слова в Армении способствовал аккумуляции протестного потенциала и его реализации через массовые политические протесты последних лет. Накопленный опыт протестной активности также способствовал осуществлению событий весны 2018 г. Статья основана на включенном наблюдении автором динамики и моделей участия населения в протестах в апреле-мае 2018 г. Кроме того, источниками информации по описанию событий весны 2018 г. в Армении послужил анализ массива публикаций и дискуссий в социальных сетях, сопутствовавших протестам, а также интервью с представителями различных социальных слоев общества, армянскими экспертами – политологами, социологами, этнографами, историками и журналистами – в процессе событий. С целью выявления потенциала протестного политического участия населения Армении, предшествовавшего массовым протестам весной 2018 г., был проведен вторичный анализ результатов социологических опросов касательно уровня недовольства населения политикой властей по решению актуальных внутриполитических проблем. Автор предпринимает попытку дать экспертную оценку причин данных протестов, их форм проявления, а также особенностей коммуникативных и поведенческих моделей участников. В статье выявляются некоторые дисфункции протестной и особенно послепротестной ситуации, а также риски, связанные с формированием и развитием неблагоприятной информационной среды вокруг интерпретации событий весны 2018 г. в СМИ.  

Ключевые слова

бархатная революция; Армения; протестный потенциал; модели протестного поведения; Никол Пашинян; борьба с коррупцией; виртуальные социальные сети; политическая коммуникация; дисфункции и риски

Литература

Ганди М. 2012. Революция без насилия. М.: Алгоритм. 480 с.

Наумов А.О. 2014. “Цветные революции” на постсоветском пространстве: взгляд десять лет спустя. – Государственное управление. Электронный вестник. № 45. Август. С. 148-178.

Сиушкин А.Е., Милаева О.В. 2017. Теории социальной революции ХХ в. в Западной Европе и США: обзор основных направлений. – Взгляд через столетие: революционная трансформация 1917 г. (общество, политическая коммуникация, философия, культура). Сб. ст. всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 29-30 сентября 2017 года). Под ред. О.В. Милаевой, О.В. Черновой. Прага: Sociosfera-CZ. С. 190-208. https://doi.org/10.24045/conf.2017.1.19

Сорокин П.А. 1998. Социология революции. М: РОССПЭН. 703 с.

Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. 2016. Теория и технологии социальной деструкции (на примере “цветных революций”). М.: Русский биографический институт, Институт экономических стратегий. 433 c.

Фомин И.В., Силаев Н.Ю. 2018. Армянский национализм против армянского государства: расколы и коалиции в дискурсе о “Сасна Црер”. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 78-92. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.03.06

Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. 2018. “Цветные революции” и “арабская весна” в конституционном измерении. М.: Норма, ИНФРА М. 192 c.

Buzan B., Waver O., de Wilde J. 1997. Security. А New Framework for Analysis. Lynne Rienner Publishers Inc. 239 p.

Borgesius F.J.Z., Moller J., Kruikemeier S., Fathaigh R.O, Irion K., Dobber T., Bodo B., de Vreese C. 2018. Online Political Microtargeting: Promises and Threats for Democracy. – Utrecht Law Review. Vol. 14. No. 1. P. 82-96. http://doi.org/10.18352/ulr.420

Breuer A. 2012. The Role of Social Media in Mobilizing Political Protest Evidence from the Tunisian Revolution. Bonn: Deutsches Institut fur Entwicklungspolitik gGmbH. 33 p. URL: https://www.die-gdi.de/uploads/media/DP_10.2012.pdf (accessed 09.09.2018).

Carlisle J.E., Patton R.C. 2013. Is Social Media Changing How We Understand Political Engagement? An Analysis of Facebook and the 2008 Presidential Election. – Political Research Quarterly. Vol. 66. No. 4. P. 883-895. https://doi.org/10.1177/1065912913482758

Chebib N.K., Sohail R.M. 2011. The Reasons Social Media Contributed to The Egyptian Revolution. – International Journal of Business Research and Management. Vol. 2. No. 3. P. 139-162.

Kalsnes B. 2016. The Social Media Paradox Explained: Comparing Political Parties’ Facebook Strategy Versus Practice. – Social Media + Society. April-June. P. 1-11. https://doi.org/10.1177/2056305116644616

Lane D. 2008. The Orange Revolution: ‘People’s Revolution’ or Revolutionary Coup? – BJPIR. Vol. 10. P. 525-549. https://doi.org/10.1111/j.1467-856x.2008.00343.x

Lange S. 2014. The End of Social Media Revolutions. – The Fletcher Forum of World Affairs. Vol. 38. No. 1. Winter. P. 47-68. URL: https://static1.squarespace.com/static/579fc2ad725e253a86230610/t/57ec77fabe6594808a454108/1475115002886/38-1_Lange1.pdf (accessed 15.09.2018).

Larsson A. O., Kalsnes B. 2014. ‘Of course we are on Facebook’: Use and non-use of social media among Swedish and Norwegian politicians. – European Journal of Communication. Vol. 29(6). P. 653-667. https://doi.org/10.1177/0267323114531383

Marzouki Y., Skandrani-Marzouki I., Be´jaoui M., Hammoudi H., Bellaj T. 2012. The Contribution of Facebook to the 2011 Tunisian Revolution: A Cyberpsychological Insight. – Cyberpsychology, Behavior, And Social Networking. Vol. 1. No. 5. P. 237-244. https://doi.org/10.1089/cyber.2011.0177

Metzger M.M., Tucker J.A. 2017. Social Media and EuroMaidan: A Review Essay. – Slavic Review. Vol. 76. No. 1. P. 169-191. https://doi.org/10.1017/slr.2017.16

Ott B. L. 2017. The Age of Twitter: Donald J. Trump and the Politics of Debasement. – Critical Studies in Media Communication. Vol. 34. No. 1. P. 59-68. http://dx.doi.org/10.1080/15295036.2016.1266686

Salanova R. 2012. Social Media and Political Change: The Case of the 2011 Revolutions in Tunisia and Egypt. Institut Catala Internacional per la Pau Barcelona. Working Paper No. 2012/7. December. 63 p.

Salvador P., Vivar P.C., de Vera E., Inocian R.B., Rosaroso R.C. 2017. Influence of Facebook to Voters’ Political Practices. – Asia Pacific Journal of Education, Arts and Sciences. Vol. 4. No. 1. P. 15-23.

Shepherd R. 2000. Czechoslovakia: The Velvet Revolution and Beyond. London: Palgrave Macmillan. 204 p. https://doi.org/10.1057/9780230288638

Taylor P.A., Harris J.L. 2008. Critical Theories of Mass Media: Then and Now. N.Y.: Open University Press. 233 p.

The Handbook of Media and Mass Communication Theory. 2014. Ed. by Fortner R.S., Fackler P.M. Malden: John Wiley & Sons, Inc. 1008 p.

The Role of Social Media in the Arab Uprisings – Past and Present. Ed. by Taki M., Coretti L. 2013. – Westminster Papers in Communication and Culture. Vol. 9. No. 2. 122 p.

Tilly Ch. 1978. From Mobilization to Revolution. N.Y.-London: McGraw-Hill Publishing Co. 349 p.

Wolfsfeld G., Segev E., Sheafer T. 2013. Social Media and the Arab Spring: Politics Comes First. – The International Journal of Press/Politics. Vol. 18. No. 2. P. 115-137. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1940161212471716 (accessed 09.09.2018). 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 6, 2018
>> Архив журнала