Журнал: Полис. Политические исследованияЛитвинова Т. Н.Эффективность региональной власти: от теории к измерению (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа)

Журнал: Полис. Политические исследования

Литвинова Т. Н.

Эффективность региональной власти: от теории к измерению (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа)

Литвинова Татьяна Николаевна , профессор кафедры регионального управления и национальной политики Одинцовского филиала, МГИМО МИД России
tantin@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 5651


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Литвинова Т. Н. Эффективность региональной власти: от теории к измерению (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа) . – Полис. Политические исследования. 2020. Том 29. № 2. С. 137-152.
DOI:

Рубрика:

Россия сегодня

Аннотация

Статья посвящена подходам и критериям оценки эффективности исполнительной власти в регионах России на примере республик Северо-Кавказского федерального округа. Они часто фигурируют в числе отстающих, дотационных субъектов РФ, с относительно низким уровнем производства, высокой рождаемостью, высоким уровнем безработицы и другими социально-экономическими вызовами для государственного управления. В статье рассматриваются теоретические подходы к эффективности власти: 1) с позиции выполнения правительством социальных функций; 2) с позиции системного подхода через анализ взаимосвязи требований общества, поступающих в систему на “входе”, и принятыми властью решениями “на выходе”; 3) с точки зрения качества государственных и правовых институтов, которые способствуют эффективности управления. Программно-целевой подход и цифровизация экономики ставят новые задачи повышения качества управления и предоставления государственных услуг, провоцируют изменение нормативной базы. В данной работе разбирается перечень показателей деятельности органов исполнительной власти в субъектах РФ, введенный Указом Президента России в апреле 2019 г. Проводя сравнение новых показателей с предыдущей системой индикаторов, автор на основе данных социально-экономической статистки республик СКФО анализирует их релевантность для оценки качества управления в регионе. Особое внимание уделяется показателю “доверие к власти”, который заменил прежние индикаторы социальной удовлетворенности населения. Предлагаются пути оптимизации методики измерения эффективности власти с учетом региональной специфики.

Ключевые слова

эффективность власти, критерии оценки эффективности, региональная власть, социально-экономические показатели, доверие к власти, Северо-Кавказский федеральный округ

Литература

Аствацатурова М.А. 2019. Деятельностно-функциональные кейсы политико-управленческого элитогенеза в Северо-Кавказском федеральном округе. – Вестник Пятигорского государственного университета. № 1. С. 213-217.

Ахременко А.С. 2012. Оценка эффективности государства в производстве публичных услуг: теоретическая модель и методика измерения. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 113-135. URL: https://www.politstudies.ru/article/4519 (accessed 22.01.2020).

Коварда В.В. 2018. Направления развития нормативно-правовой базы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России. – Общество: политика, экономика, право. № 8. С. 49-52. https://doi.org/10.24158/pep.2018.8.9

Литвинова Т.Н. 2018. Доверие власти как предпосылка согласия в обществе (на примере Северо-Кавказских республик Российской Федерации). – Политика и Общество. № 3. С. 35-51. https://doi.org/10.7256/2454-0684.2018.3.25690

Мамараев Р.М. 2014. Дискуссии о прямых выборах глав субъектов Северного Кавказа и мнения дагестанского избирателя. – Труды политологической школы “Каспий”. Вып. 2. Под ред. А.-Н.З. Дибирова. Махачкала: Лотос. С. 203-221.

Мамараев Р.М. 2017. Влияние социально-экономических факторов на электоральное поведение жителей Республики Дагестан по результатам соцопроса. – Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 5. С. 241-252. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2017-5-241-252

Попов Н.П., Хайкин С.Р. 2014. Северный Кавказ: трудный диалог с властью. – Коммуникология – Communicology. Т. 6. № 4. С. 124-155.

Розанова Н.Н. 2018. Нормативный подход к оценке эффективности деятельности региональной власти: степень учета репутационной составляющей. – Азимут научных исследований: экономика и управление. Т. 7. № 3 (24). С. 382-387.

Скороходова В.П. 2019. Президентские выборы 2018 г. на Северном Кавказе: перспективы и потенциальные риски. – Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т. 15. № 5. С. 835-850. https://doi.org/10.24891/ni.15.5.835

Туровский Р.Ф. 2013. Социальная и политическая эффективность региональной власти: проблема измерения. – Полития. № 1. С. 175-196. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2013-68-1-175-196

Этноконфессиональная ситуация в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа. 2018. Экспертный доклад. Ставрополь: СКФУ.

 

Afonso A., Schuknecht L., Tanzi V. 2003. Public Sector Efficiency: an International Comparison. – European Central Bank, Working Paper. No. 242. URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp242.pdf (accessed 17.06.2019).

Bentham J. 2001. The Collected Works of Jeremy Bentham: Writings on the Poor Laws. Vol. 1. Ed. M. Quinn. Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/actrade/9780199242320.book.1

Bouckaert G., Van de Walle S. 2003. Comparing Measures of Citizen Trust and User Satisfaction as Indicators of ‘Good Governance’: Difficulties in Linking Trust and Satisfaction Indicators. – International Review of Administrative Sciences. Vol. 69. No. 3. P. 329-343. https://doi.org/10.1177/0020852303693003

Brinkerhoff D., Goldsmith A. 2005. Institutional Dualism and International Development: a Revisionist Interpretation of Good Governance. – Administration & Society. Vol. 37. No. 2. P. 199-224. https://doi.org/10.1177/0095399704272595

Brunet M., Aubry M. 2016. The Three Dimensions of a Governance Framework for Major Public Projects. – International Journal of Project Management. No. 34. Р. 1596-1607. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2016.09.004

Flyvbjerg B. 2014. What You Should Know about Megaprojects and Why: An Overview. – Project Management Journal. Vol. 45. No. 2. Р. 6-19. https://doi.org/10.1002/pmj.21409

Kaufmann D., Kraay A., Mastruzzi M. 2010. The Worldwide Governance Indicators: Methodology and Analytical Issues. – Draft Policy Research Working Paper. URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/pdf/wgi.pdf (accessed 18.07.2019).

La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. 1999. The Quality of Government. – Journal of Law, Economics and Organizations. Vol. 15. No. 1. Р. 222-279. https://doi.org/10.1093/jleo/15.1.222

Mandl U., Dierx A., Ilzkovitz F. 2008. The Effectiveness and Efficiency of Public Spending. – Economic and Financial Affairs. Economic papers. No. 301. URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/pages/publication11902_en.pdf (accessed 17.06.2019).

Minaiu D.M., Opreana A., Cristescu M.P. 2010. Efficiency, Effectiveness and Performance of the Public Sector. – Romanian Journal of Economic Forecasting. No. 4. P. 132-147.

Musgrave R.A. 1939. The Voluntary Exchange Theory of Public Economy. – The Quarterly Journal of Economics. Vol. 53. No. 2. P. 213-237. https://doi.org/10.2307/1882886

Vavrek R. 2018. Efficiency and Inefficiency of Public Administration. – Journal of Economic Development, Environment and People. Vol. 7. No. 1. P. 6-14. https://doi.org/10.26458/jedep.v7i1.569 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 2, 2020
>> Архив журнала