Журнал: Полис. Политические исследования

Назукина М. В.
Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: концептуальный анализ

Назукина Мария Викторовна , научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук; доцент кафедры политических наук, Пермский государственный национальный исследовательский университет
nazukina@mail.ru

DOI: 10.17976/jpps/2020.03.06
ID статьи на сайте журнала: 5661

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Ссылка при цитировании:

Назукина М. В. Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: концептуальный анализ . – Полис. Политические исследования. 2020. Том 29. № 3. С. 78-92.
DOI: 10.17976/jpps/2020.03.06

Рубрика:

Россия сегодня

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты проявления этничности и ее институционализации в региональной политике идентичности российских республик. Анализ подразумевает рассмотрение основополагающих аспектов включения этнического в политический курс, выделение индикаторов (маркеров) выраженности этничности в политике идентичности. Политика идентичности рассматривается в привязке к действиям государственных институтов как ключевым акторам политики идентичности, которые носят систематический и целенаправленный характер. Показано, что политика государства институционализирует этнические категории, которые помогают создавать или укреплять чувство “мы – они” и субъективные оценки в отношении этих категорий. На основе социально-конструктивистской методологии определено, что идентификация и институционализация являются связанными процессами, которые протекают одновременно и взаимно усиливают друг друга. Автор подчеркивает, что суть институционализации этничности в политике идентичности проявляется в укоренении этнических категорий в политическом процессе республик и выполнении ими роли поддержания, изменения региональных институциональных порядков. В соответствии с данным положением предлагается аналитическая модель, предполагающая выделение трех уровней процесса институционализации этничности в политике идентичности: нормативного, нарративно-мифологического и символического. Показано, что нормативный уровень связан с укоренением этнических категорий в политических институтах региона, что проявляется в нормативном закреплении этнического дискурса. Значимыми направлениями институционализации на данном уровне являются проявление этничности в нормативных документах, в распределении властных позиций, а также языковая политика, выражающая этнические преференции и др. Нарративно-мифологический уровень направлен на определение значимости этнических маркеров в дискурсе региональной исторической памяти и мифотворчестве. Символический уровень определяется как инкорпорирование этничности в символические атрибуты региона. При переходе к операционализации приводится обоснование использования набора индикаторов на каждом из уровней институционализации этничности, которые могут послужить основой для проведения эмпирических исследований и выделения характерных особенностей и закономерностей институционализации этничности в политике идентичности российских республик. 

Ключевые слова

этничность, политика идентичности, институционализация, методология, национальные республики, Россия, политический порядок, сравнительный анализ

Литература

Барт Ф. 2006. Введение. – Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Под ред. Ф. Барта. М.: Новое издательство. С. 9-48.

Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум. 323 с.

Брубейкер Р. 2012. Этничность без групп. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 408 с.

Дробижева Л.М. 2011. Этническая идентичность. – Политическая идентичность и политика идентичности. В 2 т. Т. 1. Словарь терминов и понятий. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН. С. 130-134.

Завадская М.А. 2009. Проблема измерения политической институционализации: современное состояние исследований. – Политическая наука. № 3. С. 56-70.

Малинова О.Ю. 2017. Политика идентичности как борьба за смыслы: Проблемы концептуализации. – Символическая политика. Вып. 5: Политика идентичности. М.: ИНИОН РАН. С. 7-20. URL: http://inion.ru/site/assets/files/1560/symbolic_politics_5_2017.pdf (accessed 19.03.2020).

Мухарямов Н.М. 2011. К семантике этнополитического. – Политическая наука. № 1. C. 11-28.

Назукина М.В. 2018. Маркеры этничности в региональной идентичности республик России. – Регионология. Т. 26. № 4. С. 698–717. https://doi.org/10.15507/2413-1407.105.026.201804.698-717

Осипов А.Г. 2009. Механизмы институционализации этничности. – Сообщества как политический феномен. Под ред. П.В. Панова, К.А. Сулимова, Л.А. Фадеевой. М.: РОССПЭН. С. 202-222.

Панов П.В. 2011. Институты, идентичности, практики: теоретическая модель политического порядка. М.: РОССПЭН. 230 с.

Панов П.В. 2019. Структурные факторы институционализации этничности в политике “национальных республик” Российской Федерации. – Вестник Пермского университета. Политология. Т. 15. № 4. С. 5-18. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2019-4-5-18

Пушкарева Г.В. 2017. Идеи и ценности как способ конструирования символического пространства национальной идентичности. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 156-173. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.11

Регулирование этнополитической конфликтности и поддержание гражданского согласия в условиях культурного разнообразия: модели, подходы, практики. Аналитический доклад. 2017. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН. 229 с. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2017/2017_018.pdf (accessed 19.03.2020).

Сагитова Л.В. 2018. Республика Татарстан: политика идентичности и ее акторы. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 360 с.

Семененко И.С. 2017a. Политика идентичности. – Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир. С. 647-655.

Семененко И.С. 2017b. Политика идентичности в условиях этнокультурного многообразия: новая повестка дня. – Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир. С. 102-113.

Тишков В.А. 2003. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 544 с. 

 

Archiles F., Marti M. 2001. Ethnicity, Region and Nation: Valencian Identity and the Spanish NationState. – Ethnic and Racial Studies. Vol. 24. No. 5. P. 779-797. https://doi.org/10.1080/01419870120063972

Beland D. 2017. Identity, Politics, and Public Policy. – Critical Policy Studies. Vol. 11. No. 1. P. 1-18. https://doi.org/10.1080/19460171.2016.1159140

Bernstein M. 2005. Identity Politics. – Annual Review of Sociology. Vol. 31. P. 47-74. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.29.010202.100054

Bieber F. 2004. Institutionalizing Ethnicity in the Western Balkans. Managing Change in Deeply Divided Societies. – ECMI Working Paper. No. 19. Flensburg (Germany): European Centre for Minority Issues (ECMI). URL: http://edoc.vifapol.de/opus/volltexte/2009/1899/pdf/working_paper_19.pdf (accessed: 18.03.2020).

Brunila К., Rossi L.-M. 2018. Identity Politics, the Ethos of Vulnerability, and Education. – Educational Philosophy and Theory. Vol. 50. No. 3. P. 287-298. https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1343115

Castells M. 2009. The Power of Identity. Oxford: Wiley-Blackwell. 584 p.

Clammer J. 1982. The Institutionalization of Ethnicity: The Culture of Ethnicity in Singapore. – Ethnic and Racial Studies. Vol. 5. No. 2. P. 127-139. https://doi.org/10.1080/01419870.1982.9993365

Fearon J.D. 2003. Ethnic and Cultural Diversity by Country. – Journal of Economic Growth. Vol. 8. No. 2. P. 195-222.

Hechter M. 2000. Containing Nationalism. Oxford: Oxford University Press. 268 p. https://doi.org/10.1111/1469-8219.00091

Jenkins R. 2008. Rethinking ethnicity: Arguments and explorations. London: SAGE Publications. 207 p.

Johnson C., Coleman A. 2012. The Internal Other: Exploring the Dialectical Relationship Between Regional Exclusion and the Construction of National Identity. – Annals of the Association of American Geographers. Vol. 102. No. 4. P. 863-880. https://doi.org/10.1080/00045608.2011.602934

Kaltmeier O., Raab J., Thies S. 2012. Multiculturalism and Beyond: The New Dynamics of Identity Politics in the Americas. – Latin American and Caribbean Ethnic Studies. Vol. 7. No. 2. P. 103-114. https://doi.org/10.1080/17442222.2012.686327

Klandermans P.G. 2014. Identity Politics and Politicized Identities: Identity Processes and the Dynamics of Protest. – Political Psychology. Vol. 35. No. 1. P. 1-22. https://doi.org/10.1111/pops.12167

Lieberman E.S., Singh P. Institutionalized Ethnicity and Civil War. 39 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/254063662_Institutionalized_Ethnicity_and_Civil_War (accessed 19.03.2020).

Orjuela C. 2014. Corruption and Identity Politics in Divided Societies. – Third World Quarterly. Vol. 35. No. 5. P. 753-769. https://doi.org/10.1080/01436597.2014.921426

Panov P. 2016. In Search of Inter-Ethnic Balance: Ethnic Composition and Informal Power-Sharing in Russian National Republics. – European Politics and Society. Vol. 17. No. 3. P. 353-372. https://doi.org/10.1080/23745118.2016.1183744

Rose-Redwood R.S. 2008. From Number to Name: Symbolic Capital, Places of Memory and the Politics of Street Renaming in New York City. – Social & Cultural Geography. Vol. 9. No. 4. P. 431-452. https://doi.org/10.1080/14649360802032702

Wald N. 2013. Bridging Identity Divides in Current Rural Social Mobilization. – Identities. Global Studies in Culture and Power. Vol. 20. No. 5. P. 598-615. https://doi.org/10.1080/1070289X.2013.819001 


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)