Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Полис. Политические исследования

Сардарян Г. Т., Алексеева Т. А.
Секуляризация и религиозность в оптике конструктивизма

Сардарян Генри Тигранович , декан факультета управления и политики, МГИМО МИД России
sardaryan.mgimo@gmail.com

Алексеева Татьяна Александровна , профессор, зав. кафедрой политической теории, МГИМО МИД России, заслуженный деятель науки РФ
ataleks@mail.ru

DOI: 10.17976/jpps/2020.04.09
ID статьи на сайте журнала: 5683

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Ссылка при цитировании:

Сардарян Г. Т., Алексеева Т. А. Секуляризация и религиозность в оптике конструктивизма . – Полис. Политические исследования. 2020. Том 29. № 4. С. 124-138.
DOI: 10.17976/jpps/2020.04.09

Рубрика:

Теория и методология политических исследований

Аннотация

В научной литературе чуть ли не в качестве аксиомы подается тезис о том, что модернизация неизменно сопровождается утратой религиозности и секуляризацией. Между тем ситуация не столь проста и однозначна: в современном мире наблюдаются отчетливые тенденции, демонстрирующие как размывание секуляризма, так и подъем интереса к религии, причем в самых разных вариантах – от фундаментализма до новых веяний и верований. Религиозные воззрения не были заменены политическими идеологиями. Интерпретация и исповедание религий во многом предопределяются политической культурой конкретных обществ, их идентичностью, исторической мифологией, традициями. В свою очередь, политическая культура становится реципиентом новейших вариантов религиозных и секулярных воззрений. Иначе говоря, решающее значение имеет контекст, поэтому европейская модель вовсе не является универсальной. По мнению авторов, конструктивизм представляет собой подход, позволяющий выйти за пределы евроцентризма, который попрежнему характерен для многих современных исследований, фиксирующих данные статистики соответствующих стран и регионов, но не связывающих происходящие в этих странах и регионах политические процессы с характерной для них политической культурой. 

Ключевые слова

секуляризация, конструктивизм, религия, политическая культура

Литература

Барановский В.Г., Наумкин В.В. 2018. “Мир веры” и “мир неверия”: экспансия и редукция религиозности. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 8-31. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.02

Вебер М. 1990. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М.: Прогресс.

Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. 2017. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир.

Казанова Х. 2018. Размышляя о постсекулряном: три значения “секулярного” и три возможности выхода за его пределы. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4. С. 143-174. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-143-174

Кимелев Ю.А. 1998. Философия религии. Систематический очерк. М.: Nota Bene.

Корм Ж. 2012. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. М.: Институт общегуманитарных исследований.

Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. 2002. Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Московская школа политических исследований.

Лебедева М.М., Харкевич М.В. 2016. Теория международных отношений в зеркале современных российских исследований. – Вестник МГИМО-Университета. № 5. С. 7-19.

Лютер М. 1994. К христианскому дворянству немецкой нации. – Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие. С. 55-119.

Маркс К. 1955. К еврейскому вопросу. – Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М.: Гос. изд-во политической литературы. С. 382-413.

Ферро М. 2010. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Книжный клуб 36.6.

Хабермас Ю. 2008. Против “воинствующего атеизма”. “Постсекулярное” общество – что это такое? – Русский журнал. URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma#1 (accessed 28.05.2020).

Харрисон Л. 2012. Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма. М.: Фонд “Либеральная миссия”.

Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? – Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 42-59. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.04

 

Barnett M. 2001. Empire of Humanity. A History of Humanitarianism, Ithaca: Cornell University Press.

Berger P. 1967. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. Garden City: Doubleday.

Berger P. 2014. The Many Alters of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age. Boston: Walter de Gruyter, Inc.

Burgess-Jackson K. 2018. Rethinking the Presumption of Atheism. – International Journal for Philosophy of Religion. Vol. 84. No. 1. P. 93-111.

Cameron C.D., Payne B.K., Sinnott-Armstrong W., Scheffer J.A., Inzlicht M. 2017. Implicit Moral Evaluations: A Multinomial Modeling Approach. – Cognition. Vol. 158. P. 224-241.

Campanini M. 2015. “Science and Epistemology in Medieval Islam. – Social Epistemology Review and Reply Collective. Vol. 4. No.12. P. 20-28.

Eisenstadt S.N. 2000. Multiple Modernities. – Daedalus. Vol. 129. No. 1. P. 1-29.

Fleming C.T. 2018. Critical Legal Studies and Narrative Ethics in Contemporary Indian ‘Epic’ Fiction. – South Asian Studies. Vol. 34. No. 1. P. 81-92.

Glei R., Reichmuth S. 2012. Religion between last Judgement, law and Faith: Koranic Dīn and its Rendering in Latin Translations of the Koran. – Religion. Vol. 42. No. 2. P. 247-271.

Hurd E.Sh. 2008. Politics of Secularism in International Relations. Princeton: Princeton.

Hurd E.Sh. 2015. Beyond Religious Freedom: The New Global Politics of Religion. Princeton: Princeton university Press.

Hurd E.Sh. 2017. Narratives of De-secularization in International Relations. – Intellectual History Review. Vol. 27. No. 1. P. 97-113. https://doi.org/10.1080/17496977.2016.1255462

Kramer G. 1993. Islamist Notions of Democracy. Middle East Report, July-August. URL: https://merip.org/1993/07/islamist-notions-of-democracy/ (accessed 30.05.2020).

Kuroda T. 1996. The Imperial Law and the Buddhist Law. – Japanese Journal of Religious Studies. Vol. 23. No. 3-4. P. 271-285.

Łukasiewicz D. 2018. Epistemic Deism and Probabilistic Theism. – European Journal for Philosophy of Religion. Vol. 10. No. 1. P. 129-140.

Nongbri B. 2013. Before Religion: A History of a Modern Concept. New Haven: Yale University Press.

Norris P., Inglehart R. 2011. Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Rawls J. 1998. A Theory of Justice. Cambridge: Harbard University Press.

Rosa L. 2019. Logical Principles of Agnosticism. – Erkenntnis. Vol. 84. No. 6. P. 1263-1283. https://doi.org/10.1007/s10670-018-0007-7

Sheikh M.K. 2018. Recursion or Rejection? Securitization Theory Faces Islamist Violence and Foreign Religions. – Global Discourse. Vol. 8. No. 1. P. 26-38.

Shipovalova L. 2017. Should We Conceive Science Historically? – Epistemology and Philosophy of Science. Vol. 51. No. 1. P. 18-28.

The Desecularization of the World. 1999. Ed. by P. Berger. Grand Rapids: William B. Eerdman’s.

Walker H.B.J. 1993. Inside/Outside: International Relations as Political Theory. Cambridge: Cambridge University Press.

Walton H. 2018. We Have Never Been Theologians: Postsecularism and Practical Theology. – Practical Theology. Vol. 11. No. 3. P. 218-230.

Wiorda H. 2016. Political Culture, Political Science, and Identity Politics. An Uneasy Alliance. London: Routledge.

Zeitlin S. 1938. The Jews: Race, Nation, or Religion? – Biblica. Vol. 19. No. 1. P. 105-107. 



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [28]:
Показаны последние 10 записей. Показать все комментарии
moderator    12.10.2018

Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.

moderator    12.10.2018

Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.

София Кудрина    11.10.2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в РИНЦ есть только номера по 6 включительно за 2018 год? Седьмого номера до сих пор нет, хотя он уже опубликован давно. Интересуюсь как автор.
moderator    30.09.2018

Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.

Бисерка Кошарац    30.09.2018

Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?

moderator    20.08.2018

Валерий, здравствуйте!
В 6 номере опубликовали, в 7 будет позже.

Валерий    17.08.2018
Почему-то Рубрики в ближайших номерах от №№ 6 и 7 за 2018 г. нет информации
moderator    09.08.2018

Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.

Александр    09.08.2018
Добрый день, в статье (Одяков C. D.Население Урала в условиях социально-экономического кризиса (146-151)) не указаны еще двое авторов - Наумова Н.Л. и Лукин А.А.
moderator    02.08.2018

Любовь Александровна, здравствуйте!
Приносим свои извинения, ошибка исправлена.

Любовь Лебединцева    01.08.2018
Добрый день! я соавтор статьи Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции. Но я женщина, а не мужчина. Почему же моя фамилия указана в мужском роде? Буду крайне благодарна. если удастся оперативно исправить ошибку.Показать все комментарии