Журнал: Полис. Политические исследования

Радина Н. К.
“Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе

Радина Надежда Константиновна , Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Нижний Новгород, Россия
nradina@hse.ru

DOI: 10.17976/jpps/2021.01.08
ID статьи на сайте журнала: 5744

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Ссылка при цитировании:

Радина Н. К. “Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе . – Полис. Политические исследования. 2021. Том 30. № 1. С. 110-124.
DOI: 10.17976/jpps/2021.01.08

Рубрика:

Россия сегодня

Аннотация

В статье в контексте популярной критической геополитики анализируются образы стран в новостях российских медиа о пандемии COVID-19. 465 текстов российских СМИ (01.01.2019–20.03.2020) были идентифицированы на основании ключевого слова “коронавирус” и обработаны методами компьютерной лингвистики. Для восточных стран (Китай, Иран, Южная Корея и Япония) и западных (США, Италия, Испания, Франция), а также для России были реконструированы семантические поля, на основе анализа которых были проинтерпретированы образы стран. Выяснилось, что о Востоке пишут в контексте границы, за которой возникает опасность заражения. Образ восточных стран в новостях о коронавирусе согласуется со сложившимися медийными образами Востока как далекого и малоизвестного геополитического пространства. Медийный дискурс о пандемии в Китае содержит в качестве акторов повествования людей и вирусы, что может свидетельствовать о сохранении устаревшей стратегии “демонизации” Китая (как места обитания инфекции). Западные страны выстраиваются в иерархии: США и Франция получают персонифицированную репрезентацию, непосредственно связанную со своими политическими лидерами. В медийном дискурсе о пандемии в США все внимание сосредоточено на президенте, а образ США конструируется как образ гегемонистской страны. Образ Франции семантически оказывается одним из наиболее сложных и амбивалентных. Образ Испании конструируется через страдания людей в условиях пандемии, а также посредством участия государства в защите граждан от инфекции. Образ Италии выстраивается как образ близкой, вызывающей сочувствие и уязвимой страны. Россия представляется как сопротивляющаяся (не зараженная) территория. Заключается, что геополитический медийный дискурс в условиях пандемии сохраняет наиболее типичные для данного дискурса интенции. 

Ключевые слова

популярная критическая геополитика, геополитический образ, СМИ, пандемия, коронавирус, COVID-19

Литература

Андерсон Б. 2001. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле.

Бонч-Осмоловская А.А. 2015. Культуромика в национальном корпусе русского языка, к постановке задачи: три века русских дорог. – Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. № 6. С. 605-641.

Воробьева Э.А. 2018. Прекрасная страна Япония, прекрасная страна Россия: формирование и восприятие образа врага. – Идеи и идеалы. Т. 1. № 1. С. 164-182. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-1.1-164-182

Замятин Д.Н. 2012. Гуманитарная география: основные направления, категории, методы. – Культурная и гуманитарная география. Т. 1. № 1. С. 11-26.

Ильин М.В. 2011. Кольцевая модель глобального геополитического пространства. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 129-133.

Ищенко А.А. 2014. Внешнеполитическая составляющая образа США в массовом сознании граждан России в 2001-2004 гг. (по материалам отечественных СМИ). – Вестник Череповецкого государственного университета. № 1. С. 30-33.

Клименко Д.А. 2010. Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения: на примере формирования имиджа Италии в России. – Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 1. С. 165-181.

Колосов В.А. 2011. Критическая геополитика: основы концепции и опыт ее применения в России. – Политическая наука. № 4. С. 31-52.

Колосов В.А., Бородулина Н.А., Вендина О.И., Галкина Т.А., Заяц Д.В., Юр Е.С. 2003. Геополитическая картина мира в средствах массовой информации. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 33-49. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.04

Ларионова М.В. 2010. Россия и Испания в зеркале газетно-публицистического дискурса: метафоры и стереотипы. – Вестник МГИМО-Университета. № 2. С. 247-254.

Липина М.А. 2018. Особенности формирования имиджа Ирана в современных российских СМИ (политическая метафора). – Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. Т. 18. Вып. 4. С. 403-407. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2018-18-4-403-407

Ляшевская О.Н., Шаров С.А. 2009. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник.

Новиков Л.А. 2001. Семантическое поле как лексическая категория. Семантическое поле как текстовая структура. – Избранные труды. Т. II: Эстетические аспекты языка. Miscellanea. М.: Издательство РУДН. С. 554-570.

Окунев И.Ю. 2012. Критическая геополитика и посткритический сдвиг в исследовательской парадигме геополитики. – Культурная и гуманитарная география. Т. 1. № 2. С. 152-158.

Собиянэк К.Л. 2010. Образ России и стереотипы ее восприятия в Польше (по материалам публикаций Анджея де Лазари) – Политическая лингвистика. № 4 (34). С. 166-171.

Третьяков А.О., Филатова О.Г., Жук Д.В., Горлушкина Н.Н., Пучковская А.А. 2018. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием элементов искусственного интеллекта. – International Journal of Open Information Technologies. Т. 6. № 12. P. 99-105.

Цецхладзе Л.Т. 2016. Образ республики Кореи в русскоязычных СМИ (на примере интернет-газеты Lenta.ru). – Медиасреда. № 11. С. 120-125.

Цзинцзин Цзинь. 2016. Историко-символическое представление Китая в русской культуре на материале печатных СМИ. – Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 181. С. 45-49.

Ши Ся. 2007. Языковые средства демонизации образа Китая в российских СМИ. – Язык, сознание, коммуникация. Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс. С. 22-33.

 

Bayulgen O., Arbatli E. 2013. Cold War Redux in US–Russia Relations? the Effects of US Media Framing and Public Opinion of the 2008 Russia–Georgia War. – Communist and Post-Communist Studies. Vol. 46. No. 4. P. 513-527. https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2013.08.003

Cohen S. 2011. Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. London: Routledge.

Cooke N.A. 2018. Fake News and Alternative Facts. Information Literacy in a Post-Truth Era. Chicago: ALA Editions.

Ellul J. 1973. Propaganda: The Formation of Men’s Attitudes. N.Y.: Vintage. 352 p.

Entman R.M. 2008. Theorizing Mediated Public Diplomacy: The U.S. Case. – The International Journal of Press/Politics. Vol. 13. No. 2. P. 87-102. https://doi.org/10.1177/1940161208314657

Herman E., Chomsky N., Mullen A. 2009. The Propaganda Model after 20 Years: Interview with Edward S. Herman and Noam Chomsky. – Westminster Papers in Communication and Culture. Vol. 6. No. 2. P. 12-22. https://doi.org/10.16997/wpcc.121

Ibarra P.R. 2009. Problematic Sociality: Uncertainty and the Study of Social Problems. – American Sociologist. Vol. 40. P. 79-88. https://doi.org/10.1007/s12108-009-9063-4

Kolossov V. 2013. The Vision of Europe and the World from Large Powers: The Case of BRIC. – Geografia Polonica. No. 2. P. 89-98. https://doi.org/10.7163/GPol.2013.10

McCombs M. 2004. Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion. Cambridge, MA: Polity Press.

Michel J.B., Shen Y.K., Aiden A.P., Veres A., Gray M.K., Pickett J.P., Aiden E. L. 2011. Quantitative Analysis of Culture Using Millions of Digitized Books. – Science. Vol. 331. No. 6014. P. 176-182. https://doi.org/10.1126/science.1199644

Petersson B., Persson E. 2011. Coveted, Detested and Unattainable? Images of the US Superpower Role and Self-Images of Russia in Russian Print Media Discourse. – International Journal of Cultural Studies. Vol. 14. No. 1. P. 71-89. https://doi.org/10.1177/1367877910384185

Pjesivac I., Luther C. A., Imre I. 2018. Constructing an Image of the United States in the British and French Editorials about Wikileaks. – The Journal of International Communication. Vol. 24. No. 2. P. 216-237. https://doi.org/10.1080/13216597.2018.1492432

Tsygankov A. 2017. The Dark Double: The American Media Perception of Russia as a Neo-Soviet Autocracy. 2008-2014. – Politics. Vol. 37. No. 1. P. 19-35. https://doi.org/10.1177/0263395715626945

Wang Q. 2016. A Comparative Case Study: Network Agenda Setting in Crisis and Non-Crisis News. – Global media and China. Vol. 1. No. 3. P. 208-233. https://doi.org/10.1177/2059436416668870 


полная версия страницы

© 1998-2021. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)