Журнал: Полис. Политические исследования

Щипков В. А.
Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук

Щипков Василий Александрович , МГИМО МИД России, Москва, Россия
vas.ship@mail.ru

DOI: 10.17976/jpps/2021.01.10
ID статьи на сайте журнала: 5747

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Ссылка при цитировании:

Щипков В. А. Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук . – Полис. Политические исследования. 2021. Том 30. № 1. С. 142-156.
DOI: 10.17976/jpps/2021.01.10

Рубрика:

Лаборатория

Аннотация

Автор анализирует эпистемологию общественных наук (в том числе политической) М. Вебера, которая фрагментарна по форме, но стремится к синтезу в содержании. “Негативную” ее сторону составляют антиметафизика и антипозитивизм, “положительную” – субъективизм и диалектический рационализм. Для неметафизического обоснования светского рационального начала Вебер опирается на диалектическое объяснение рациональности. Диалектический рационализм (применительно к Веберу понятие вводится впервые) исходит из того, что рациональность является источником культуры и развивается из самой себя в результате взаимодействия двух своих начал – “материального” (ставит субъективные цели) и “формального” (обеспечивает достижение целей с опорой на объективную логику). Занимаясь историей религий, Вебер указывает на момент, когда религиозные цели стали недостижимыми, что усилило напряжение формальной рациональности, которая развилась и стала в эпоху модерна самостоятельной. По этой логике рациональность основывается на разумном целеполагании и отрицании личного Бога. Такой подход отделил светскость от материалистического мировоззрения и вопреки влиянию позитивизма легализовал религию и все другие “субъективные” мировоззрения в общественном пространстве; все они приобрели статус подсистемы социального, который защищал их от преследований, но лишал политической субъектности. Это стало символическим итогом исторического формирования общественных наук современного типа. Отсутствие у Вебера окончательного определения источника рациональности, а также понятия “религия” и ряд других моментов способствуют предположению о существовании имплицитного теологического контекста в подходе Вебера. Сочетание диалектического, антиметафизического подхода с теологическим контекстом создает ситуацию теологии отрицания, при которой невозможно сформулировать программу будущего – как в общекультурном, так и в политическом смысле, что ведет к веберовскому “пессимизму”. Один из возможных путей выхода из этой ситуации – продолжение и расширение веберовской программы теологизации эпистемологических подходов. 

Ключевые слова

Макс Вебер, общественные науки, диалектический рационализм, формальная и материальная рациональность, субъективизм, метафизика, позитивизм, теология, политика

Литература

Башляр Г. 1987. Новый рационализм. М.: Прогресс.

Вебер М. 1990. Избранные произведения. М.: Прогресс.

Вебер М. 1994. Избранное. Образ общества. М.: Юрист.

Вебер М. 2017. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии в 4 т. Т. 2. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики.

Дробницкий Д.О. 2017. Истоки русофобии в США. – Тетради Русской экспертной школы. № 2. Москва: Русская экспертная школа, Пробел-2000. С. 51-79.

Идеалистическая диалектика в XX столетии. 1987. М.: Политиздат.

Ионин Л.Г. 1998. Вебер. – Современная западная философия. М.: ТОН-Остожье. С. 66-70.

Каубе Ю. 2016. Макс Вебер: жизнь на рубеже двух эпох. Москва: Дело.

Ойттинен В. 2017. Общие типы рациональности и конкретные философские культуры: от Гегеля до Макса Вебера. – Vox. Философский журнал. № 23. 198-211.

Расторгуев В.Н. 2019. Цивилизационный подход в политической прогностике и границы секулярного мира. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 111-116.

Черткова Е.Л. 2015. Утопия как “философский проект”. – Вопросы философии. № 5. С. 190-201.

Шлюхтер В. 2004. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы. – Журнал социологии и социальной антропологии. № 2. С. 22-50.

Щипков В.А. 2019. Слово к читателю. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 7-10.

Ясперс К. 1994. Речь памяти Макса Вебера. Выступление перед студентами Гейдельбергского университета на траурном заседании 17 июля 1920 года. – Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва: Юрист. С. 553-566.

 

Turner S.B. 2011. Religion and the Modern Society: Citizenship, Secularization and the State. Cambridge: Cambridge University Press.

Weber M. 1904. Die “Objektivitat” sozialwissenschaftlicher und sozialpolitischer Erkenntnis. – Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. No. 19 (1). S. 22-87.

Weber M. 1986. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Band 2. Tubingen: Mohr-Siebeck.

Weber M. 1994. Sociological Writings. New York: Continuum.

Weber M. 2002. Schriften 1894-1922. Band 233. Stuttgart: Kroners Taschenbuchausgabe.


полная версия страницы

© 1998-2021. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)