Журнал: Полис. Политические исследованияВиньо А. , Истомин И. А., Байков А. А., Калюжнова Е. Transnational Policy Networks and Change Through Internationalization (The Record of Project 5-100)

Журнал: Полис. Политические исследования

Виньо А. , Истомин И. А., Байков А. А., Калюжнова Е.

Transnational Policy Networks and Change Through Internationalization (The Record of Project 5-100)

Виньо Анн , МГИМО МИД России, Москва, Россия
vigneau.a@my.mgimo.ru

Истомин Игорь Александрович , МГИМО МИД России, Москва, Россия
i.istomin@inno.mgimo.ru

Байков Андрей Анатольевич , МГИМО МИД России, Москва, Россия
a.baykov@inno.mgimo.ru

Калюжнова Елена , Бизнес-школа Хенли, Рединг, Великобритания
y.kalyuzhnova@henley.ac.uk


ID статьи на сайте журнала: 5816


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Виньо А. , Истомин И. А., Байков А. А., Калюжнова Е. Transnational Policy Networks and Change Through Internationalization (The Record of Project 5-100) . – Полис. Политические исследования. 2021. Том 30. № 5. С. 8-24.
DOI:

Рубрика:

Тема номера: Инновационная политика и глобальные изменения

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются политические взаимодействия, обусловившие запуск и реализацию проекта 5-100 – инициативы, направленной на повышение международной конкурентоспособности российских университетов. Хотя проект 5-100 уже освещался в научной литературе, его истоки и особенности организации не становились предметом специального рассмотрения. Исследование концентрируется на роли российских и зарубежных специалистов, утверждая, что их успешное и органичное сотрудничество повлияло как на архитектуру, так и на реализацию проекта. Оно опирается на теоретические подходы к изучению политических сетей, акцентирующие значение горизонтальных связей между участниками, находящимися в различных структурных позициях и обладающими различными компетенциями. Авторы указывают, что сеть сторонников проекта на национальном и университетском уровнях сыграла решающую роль во внедрении системных изменений. Вдохновленный международным опытом построения университетов мирового уровня, проект 5-100 был задуман небольшой, но влиятельной группой руководителей вузов и высокопоставленных сотрудников государственных ведомств, активно задействовавших потенциал транснациональных связей для внедрения международного опыта при разработке ключевого национального проекта, способного глубоко преобразовать систему высшего образования страны. При этом зарубежная экспертиза оказалась особенно широко востребована на этапе реализации проекта, а не в момент принятия стратегических решений. Таким образом, проведенное исследование демонстрирует значение транснациональных экспертных сетей при проведении изменений в значимых областях государственной политики. Полученные выводы обосновываются с опорой на анализ широкого круга документов и серию исследовательских интервью. 

Ключевые слова

Россия, проект 5-100, высшее образование, интернационализация, транснациональные сети убеждений, транснациональные экспертные сети

Литература

Дегтерев Д.А. 2015. Сетевой анализ международных отношений. – Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. № 4. С. 119-138.

Гуторов В.А. 2015. Политика и образование: историческая традиция и современные трансфор­мации. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 9-29. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.01.02

Михайлова О.В. 2013. Сети в политике и государственном управлении. М.: ИД КДУ. 332 с.

Сморгунов Л.В. 2001. Сетевой подход к политике и управлению. – Полис. Политические иссле­дования. № 3. С. 103-112.

Сетевой анализ публичной политики. 2013. Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РГ-Пресс. 320 с.

 

Adam S., Kriesi H. 2007. The Network Approach. – Theories of the Policy Process. Ed. by P. Sabatier. Oxon: Routledge. P. 129-154.

Agasisti T., Shibanova E., Platonova D., Lisyutkin M. 2018. The Russian Excellence Initiative for Higher Education: an Econometric Evaluation of Short-Term Results. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 201/EC/2018. https://doi.org/10.2139/ssrn.3272809

Altbach P.G., Salmi J. 2011. The Road to Academic Excellence: The Making of World-Clas Research Universities. Direction in Development; Human Development. World Bank. https://doi.org/10.1596/9780821388051_FM

Bevir M. 2009. Key Concepts in Governance. London: Sage. 218 p.

Börzel T.A. 1998. Organizing Babylon — On the Different Conceptions of Policy Networks. – Public Administration. Vol. 76. No. 2. P. 253-273. https://doi.org/10.1111/1467-9299.00100

Crowley-Vigneau A., Baykov A., Kalyuzhnova Y. 2020. Implementation of International Norms in Russia: The Case of Higher Education. – Higher Education in Russia. Vol. 29. No. 8/9. P. 39-54. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-39-54

Enroth H. 2011. Policy Network Theory. – The Sage Handbook of Governance. London: Sage. P. 19-35. https://doi.org/10.4135/9781446200964.n2

Eschle C. 2001. Globalizing Civil Society? Social Movements and the Challenge of Global Politics from Below. – Globalization and Social Movements. London: Palgrave Macmillan. P. 61-85. https://doi.org/10.1057/9780230554443_4

Finnemore M. 1996. National Interests in International Society. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press. 154 p.

Finnemore M., Sikkink K. 1998. International Norm Dynamics and Political Change. – International Organization. Vol. 52. No. 4. P. 887-917. https://doi.org/10.1162/002081898550789

Froumin I., Leshukov O. 2015. National-Regional Relationships in Federal Higher Education Systems: The Case of Russian Federation. – Higher education forum Hiroshima University. No. 12. P. 77-94.

Globalizing Civic Engagement: Civil Society and Transnational Action. 2012. Ed. by J.D. Clark. Oxon: Routledge. 194 p.

Hafner-Burton E.M., Kahler M., Montgomery A.H. 2009. Network Analysis for International Relations. – International Organization. Vol. 63. No. 3. P. 559-592. https://doi.org/10.1017/s0020818309090195

Heclo H. 1978. Issue Networks and the Executive Establishment. –The New American Political System. Ed. by A. King. Washington, DC: American Enterprise Institute. P. 413-422.

Kaldor M. 2003. The Idea of Global Civil Society. – International Affairs. Vol. 79. No. 3. P. 583-593. https://doi.org/10.1111/1468-2346.00324

Keane J. 2003. Global Civil Society? Cambridge: Cambridge University Press. 220 p.

Keck M.E., Sikkink K. 1998. Activists Beyond Borders, Advocacy Networks in International Politics. New York: Cornel University Press. 228 p. https://doi.org/10.7591/9780801471292

Kirpotin S.N., Callaghan T.V. et al. 2018. Russian–EU Collaboration via the Mega-transect Approach for Large-Scale Projects: Cases of Rf Federal Target Programme and SIWA JPI Climate EU Programme. – International Journal of Environmental Studies. Vol. 75. No. 3. P. 385-394. https://doi.org/10.1080/002072 33.2018.1429131

Marsh D., Smith M. 2000. Understanding Policy Networks: Towards a Dialectical Approach. – Political Studies. Vol. 48. No. 1. P. 4-21. https://doi.org/10.1111/1467-9248.00247

Process Tracing. 2015. Ed. by A. Bennett, J.T. Checkel. Cambridge: Cambridge University Press. 329 p.

Rhodes R.A.W. 1997. Understanding Governance: Policy Networks, Governance, Reflexivity and Accountability. Buckingham: Open University. 235 p.

Salmi J. 2009. The Challenge of Establishing World-Class Universities. Directions in Development; Human Development. World Bank. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/2600 License: CC BY 3.0 IGO.

Smolentseva A. 2015. Globalization and the Research Mission of Universities in Russia. – Higher Education in the BRICS Countries. Higher Education Dynamics. Vol. 44. Ed. by S. Schwartzman, R. Pinheiro, P. Pillay. Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9570-8_20

The Third Force: The Rise of Transnational Civil Society. 2012. Ed. by A.M. Florini. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. 295 p. 

 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 5, 2021
>> Архив журнала