Журнал: Полис. Политические исследованияЧебанкова Е. А.Новый мировой порядок: реставрация или моральная революция?

Журнал: Полис. Политические исследования

Чебанкова Е. А.

Новый мировой порядок: реставрация или моральная революция?

Чебанкова Елена Александровна , Кембридж, Великобритания
elena.chebankova@icloud.com


ID статьи на сайте журнала: 6020


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Чебанкова Е. А. Новый мировой порядок: реставрация или моральная революция? . – Полис. Политические исследования. 2023. Том 32. № 3. С. 9-19.
DOI: . EDN: RZBQNY

Рубрика:

Тема номера: Дилеммы стратегического выбора в переходную эпоху

Аннотация

Продолжающаяся турбулентность в мировой политике сопровождается призывами заменить нынешний порядок международных отношений с модели мира, основанного на правилах, на модель многополярной системы, уходящей корнями в международное право. Политические лидеры и комментаторы, прежде всего российского происхождения, часто называли эти инициативы моральной революцией, призванной преобразовать нынешний мировой порядок. В данной статье рассматривается теологическая и философская подоплека идей, продвигающих такие изменения. В обсуждении утверждается, что эти предложения, хотя и звучат как революционные, перекликаются с авраамическими принципами международного диалога, разработанными средневековыми христианскими теологами, мыслителями Реформации, а также еврейскими и исламскими религиозными философами. В выводах подчеркивается, что современные приверженцы отказа от мира, основанного на правилах, прямо не ссылаются на религиозные доктрины, однако предлагаемые ими реформы и основные положения хорошо согласуются с этими более ранними этическими принципами. Это обобщение следует отнести к чисто научным, и оно вносит свой вклад в историю идей.

Ключевые слова

миропорядок, нравственная революция, глобализм, регионализм, Россия, Запад, религия, баланс сил, мир на основе правил, авраамическая теология

Литература

Acharya, A. (2014). Global international relations (IR) and regional worlds. International Studies Quarterly, 58(4), 647-659. https://doi.org/10.1111/isqu.12171

Berger, P. (1999). The desecularization of the world: a global overview. In P. Berger (Ed.), The Desecularization of the World. Resurgent religion and world politics (pp. 1-19). Washington, DC: Ethics and Public Policy Centre.

Brooks, S. & Wohlforth, W. (2008). World out of balance: international relations and the challenge of American primacy. Princeton, N.J.: Princeton University Press. https://doi.org/10.1515/9781400837601

Brown Scott, J. (1934). The Catholic conception of international law. Washington, DC: Georgetown University Press.

Bull, H. (2000). Justice in international relations. In K. Alderson & A. Hurrell (Ed.), Hedley Bull on International Society (pp. 206-245). London: Macmillan.

Buzan, B. (2011). A world order without superpowers: decentred globalism. International Relations, 25(3), 3-25. https://doi.org/10.1177/0047117810396999

Buzan, B., & Lawson, G. (2015). The global transformation: history, modernity, and the making of international relations. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139565073

Chandra, V. (2018). Rising powers and the future of international order. World Affairs: The Journal of International Issues, 22(1), 10-23.

Cocker, Ch. (2019). The rise of the civilizational state. Cambridge: Polity.

Dante, A. (2000). The Divine comedy. Paradiso Cantos XXIX-XXXII (translated by Robin Kirkpatrick with an Introduction by Robin Kirkpatrick). London: Penguin Books.

Darden, K. (2017). Russian revanche: external threats and regime reactions. Daedalus, 146(2), 128-142. https://doi.org/10.1162/DAED_a_00440

Doyle, J.P., & Evans, C. (Ed.). (1999). Religion and international law. Cambridge, Mass: Martinus Publishers, 103-120.

George, W. (1999a). Grotius, theology, and international law: overcoming textbook bias. Journal of Law and Religion, 14(2), 605-631. https://doi.org/10.2307/3556583

George, W. (1999b). Looking for a global ethics? Try international law. In M. Janis and C. Evans (Ed.), Religion and international law (pp. 483-504). Cambridge, Mass: Martinus Publishers. https://doi.org/10.1163/9789047413400_027

Guizot, F. (1997). The history of civilization in Europe. Indianapolis: The Liberty Fund.

Hashmi, S. (1988). Islamic ethics in international society. In D. Mapel & T. Nardin (Ed.), International Society. Diverse Ethical Perspectives (pp. 215-236). Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv1ddd0n9.18

Higgott, R. (2019). Civilizations, states and world order. Where are we? Where are we going? DOC Institute Report for the 17th Rhodes Forum. https://doc-research.org/wp-content/uploads/2019/09/Civilisations-states-and-world-order_PDF-slim.pdf.

James, A. (1986). Sovereign statehood: the basis of international society. London: Aleen and Unwin.

Kaplan, R. (2006). Imperial grunts: on the ground with the American military, from Mongolia to the Philippines to Iraq and beyond. New York: Vintage.

Kennedy, D. (1999). Images of religion in international legal theory. In M. Janis & C. Evans (Ed.), Religion and International Law (pp. 145-155). Cambridge, Mass: Martinus Publishers. https://doi.org/10.1163/9789047413400_013

Lieven, A., & Hulsman, J. (2006). Ethical realism. A vision for America’s role in the world. New York: Pantheon Books.

Manning, C.A.W. (1975). The nature of international society. London: Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-1-349-02704-0

Novak, D. (1989). Jewish-Christian dialogue. a Jewish justification. Oxford: Oxford University Press.

Novak, D. (1998). Jewish theology and international society. In D. Mapel, & T. Nardin (Ed.), International Society. Diverse Ethical Perspectives (pp. 185-201). Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv1ddd0n9.16

Oppenheim, L. (1955). International Law: a treatise. I: Peace. 8th edi. Ed. by H. Lauterpacht. London, New York, Toronto: Longmans, Green, and Co.

Ratzinger, J. (2007). Jesus of Nazareth: from the Baptism in the Jordan to the Transfiguration. London: Bloomsbury.

Rosenne, Sh. (1999). The influence of Judaism on the development of international law: an assessment. In M. Janis, & C. Evans (Ed.), Religion and International Law (pp. 63-94). Cambridge, Mass.: Martinus Publishers. https://doi.org/10.1163/9789047413400_009

Schmidt, K.L. (1965). Theological dictionary of the New Testament. Vol. 1. Grand Rapids, MI: Eerdmans.

Skinner, Qu. (2002). The foundations of modern political thought. Vol. 2. Cambridge: Cambridge University Press.

Stackhouse, D. (1998). Christianity and the prospects for a new global order. In D. Mapel, & T. Nardin (Ed.), International Society. Diverse Ethical Perspectives (pp. 201-215). Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.1515/9780691227627-015

Stuenkel, O. (2016). Post-Western world. How emerging powers are remaking global order. Cambridge: Polity. https://doi.org/10.1093/obo/9780199743292-0187

Suganami, H. (2010). The English school in a nutshell. Ritsumeikan Review of International Studies, 9(1), 15-28.

Taylor, A.J.P. (1954). The struggle for mastery in Europe. 1848-1918. Oxford: Oxford University Press. 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2023
>> Архив журнала