Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологические исследования

Кулагина Е. В.
Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство

Кулагина Елена Викторовна ,
elkulagina@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250004278-8
ID статьи на сайте журнала: 7574

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Полный текст

http://socis.isras.ru/files/File/2019/3/Kulagina.pdf 2**

Ссылка при цитировании:

Кулагина Е. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования. 2019. Том 45. № 3. С. 49-62.
DOI: 10.31857/S013216250004278-8

Рубрика:

Социология образования

Аннотация

В статье рассмотрены тенденции специального образования в России. Показан уровень регионального неравенства в доле детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в численности школьников, в их распределении по формам обучения, проведены сопоставления с развитыми странами. На основе анализа зарубежных исследований выявлены факторы неравенства, характеризующие население и территории, которые приводят к росту численности детей со специальными образовательными потребностями, к снижению объемов поддержки. Определены характерные для России социально-экономические и демографические (в том числе территориальные) факторы, взаимосвязанные с высокими показателями доли детей с ОВЗ в численности школьников, выделена группа регионов с низким уровнем жизни населения и низкой плотностью. Выявлены значимые факторы: плотность населения и тип поселения, обуславливающие худшие условия для выявления нарушений и для обеспечения специального образования. Выделены группы регионов с достоверно высокими показателями детей с ОВЗ; доли детей с ЗПР, доли детей с ОВЗ в обычных и специальных классах, а также с достоверно низкими – в специальных школах. Информационную базу исследования в субъектах РФ составили данные федеральной статистики Росстата и Министерства образования и науки РФ за период с 2011 по 2015 г.

Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды; образование детей-инвалидов; образование детей с ограниченными возможностями здоровья; специальное образование; образовательная политика в отношении инвалидов; региональное неравенство

Литература

Гаврикова Н.И., Степанова С.Н. Приоритетные направления оптимизации деятельности территориальной ПМПК Сургутского района ХМАО–Югры // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 164–170. [Gavrikova N.I., Stepanova S.N. (2015) Prioritetnye napravleniya optimizacii deyatel'nosti territorial'noj PMPK Surgutskogo rajona HMAO–Yugry. In: Alekhina S.V. (ed.) Activities of Psychological, Medical and Pedagogical Commissions in Modern Conditions: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Novosibirsk: Izd-vo NGPU: 164–170. (In Russ.)]

Кулагина Е.В. Социальная политика в отношении инвалидов в государствах благосостояния и России: переход к независимой жизни и инклюзии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Вып. 10. Т. 13. C. 1944–1971. [Kulagina E.V. (2017) Social Policy and Disability in Welfare States and in Russia: Transition to Independent Life and Inclusion. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security]. No. 10. Iss. 13: 1944–1971. (In Russ.)] DOI: 10.24891/ni.13.10.1944.

Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования // Социологические исследования. 2015. № 9. C. 94–101. [Kulagina E.V. (2015) Schooling of Disabled Children and the Children with Special Educational Needs: Tendencies and Criteria of Regulation. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9: 94–101. (In Russ.)].

Образование в России – 2016. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2016. [Education in Russia – 2016. Statistical Bulletin. (2016) Moscow: MIREA.]

Регионы России: социально-экономические показатели. 2016. Стат. сб. / Росстат. М., 2016. [Russian Regions: Socio-economic Indicators. 2016. (2016) Stat. collection / Rosstat. Moscow. (In Russ.)]

Berry A.B., Gravelle M. (2013) The Benefits and Challenges of Special Education Positions in Rural Settings: Listening to the Teachers. Rural Educator. Vol. 34. No. 2: 1–13.

Coleman T.J. (2000) Culturally Appropriate Assessment for Children Living in Rural Areas. Contemporary Issues in Communication Science and Disorders. Vol. 27: 117–126.

Drudy S., Kinsella W. (2009) Developing an Inclusive System in Rapidly Changing European Society. International Journal of Inclusive Education. Vol. 13. No. 6: 647–663. DOI: 10.1080/13603110802106170.

Halfon N., Houtrow A., Larson K., Newacheck P.W. (2012) The Changing Landscape of Disability in Childhood. The Future of Children. Vol. 22. No. 1: 13–42.

Hosp J.L., Reschly D.J. (2004) Disproportionate Representation of Minority Students in Special Education: Academic, Demographic, and Economic Predictors. Exceptional Children. Vol. 70. No. 2: 185–199.

Lipman E.L., Offord D.R., Boyle M.H. (1994) Relation between Economic Disadvantage and Psychosocial Morbidity in Children. Canadian Medical Association Journal. Vol. 151. Iss. 4: 431–437.

McCann C. (2014) The Evolution of Federal Special Education Finance in the United State. New America Education Policy Program. Washington.

Meijer C., Soriano V., Watkins A. (eds) (2003) Special Needs Education in Europe. Denmark: Thematic Publication. European Agency for Development in Special Needs Education Publishing.

Michalíka J., Voženílek V. (2014) Organizational and Territorial Model of Identification of Special Educational Needs in the Czech Republic. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 112: 1137–1148. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1278.

NESSE. (2012) Education and Disability/Special Needs: Policies and Practices in Education, Training and Employment for Students with Disabilities and Special Educational Needs in the EU. As of 30 March 2013.

OECD. (2007) Students with Disabilities, Learning Difficulties and Disadvantages. Policies, Statistics and Indicators. Paris: OECD.

OECD. (2016) Regions at a Glance 2016, OECD Publishing, Paris: OECD. DOI: 10.1787/reg_glance-2016-en.

Parsons S., Lewis A., Davison I., Ellins J., Robertson C. (2009) Satisfaction with Educational Provision for Children with SEN or Disabilities: A National Postal Survey of the Views of Parents in Great Britain. Educational Review. Vol. 61. No. 1: 19–47. DOI: 10.1080/00131910802684755.

Schafer M.J., Khan S.S. (2017) Family Economy, Rural School Choice, and Flexischooling Children with Disabilities. Rural Sociology. Vol. 82. Iss. 3: 524–547.

Somersalo Н., Solantaus Т. (2001) Economic Recession and Inequality in Education: Children Needing Special Services in Focus. Scandinavian Journal of Educational Research. Vol. 45. No. 3: 233–248. DOI: 10.1080/00313830120074187.

Sullivan A.L. (2011) Disproportionality in Special Education Identification and Placement of English Language Learners. Exceptional Children. Vol. 77. No. 3: 317–334. DOI: 10.1177/001440291107700304.

Richmond M., Fairchild D. (2013) Financing the Education of High-Need Students. Washington, DC: Thomas B. Fordham Foundation.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [28]:
Показаны последние 10 записей. Показать все комментарии
moderator    12.10.2018

Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.

moderator    12.10.2018

Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.

София Кудрина    11.10.2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в РИНЦ есть только номера по 6 включительно за 2018 год? Седьмого номера до сих пор нет, хотя он уже опубликован давно. Интересуюсь как автор.
moderator    30.09.2018

Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.

Бисерка Кошарац    30.09.2018

Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?

moderator    20.08.2018

Валерий, здравствуйте!
В 6 номере опубликовали, в 7 будет позже.

Валерий    17.08.2018
Почему-то Рубрики в ближайших номерах от №№ 6 и 7 за 2018 г. нет информации
moderator    09.08.2018

Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.

Александр    09.08.2018
Добрый день, в статье (Одяков C. D.Население Урала в условиях социально-экономического кризиса (146-151)) не указаны еще двое авторов - Наумова Н.Л. и Лукин А.А.
moderator    02.08.2018

Любовь Александровна, здравствуйте!
Приносим свои извинения, ошибка исправлена.

Любовь Лебединцева    01.08.2018
Добрый день! я соавтор статьи Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции. Но я женщина, а не мужчина. Почему же моя фамилия указана в мужском роде? Буду крайне благодарна. если удастся оперативно исправить ошибку.Показать все комментарии