Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социологические исследования

Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С.
Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания

Константиновский Давид Львович – Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия., scan21@mail.ru

Пинская Марина Александровна – Кандидат педагогических наук, Центр социально­экономического развития школы, Институт образования, НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник, Москва, Россия. , mpinskaya@hse.ru

Звягинцев Роман Станиславович – Аналитик, Центр социально­-экономического развития школы, Институт образования, НИУ ВШЭ, Москва, Россия., rzvyagincev@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250004949-6
ID статьи на сайте журнала: 7651

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14-25.
DOI: 10.31857/S013216250004949-6

Рубрика:

Социология профессий

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования профессионального самочувствия учителей российских школ. На основании факторного анализа полученных данных выявлено, что сообщество учителей можно представить как совокупность групп, каждой из которых свойственны определенные особенности профессионального самочувствия. Характеристики групп описывают сообщество с точки зрения отношения к труду. При этом обычно рассматриваемые характеристики, такие, как возраст, пол, объем заработной платы и учебная нагрузка, оказались незначимыми. Анализ показал, что деформация профессиональной позиции связана с внешними факторами стресса: социальным контекстом, в котором работает школа, характеристиками территории, контингентом учащихся, высокой нагрузкой, не связанной с преподаванием, а также низкой вовлеченностью в принятие административных решений. В работе используются данные обследования Мониторинга экономики образования за 2015–2016 уч. год, дополненного целевым блоком. Приведены результаты психометрического анализа целевого блока в рамках классической теории тестирования, которые позволяют сделать заключение об отчуждаемости методики и в дальнейшем использовать разработанный инструмент как самостоятельный.

Ключевые слова

школа; учитель; профессиональное самочувствие; отношение к труду; факторный анализ данных; психометрический анализ

Литература

Ленская Е., Пинская М. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Lenskaya E., Pinskaya M. (2015) Russian Teachers in the Mirror of Teaching and Learning International Survey (TALIS 2013). Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki. (In Russ.)]

Логинов Д.М., Токарева Г.С., Авраамова Е.М., Клячко Т.Л. Эффективность школьного образования: позиция учителей. РАНХиГС. М.: Изд. дом «Дело», 2017. [Loginov D.M., Tokareva G.S., Avraamova E.M., Klyachko T.L. (2017) Efficiency of School Education: the Position of Teachers. RANEPA. Moscow: Izd. dom «Delo». (In Russ.)].

Пинская М.А., Евстигнеева Н.В., Бысик Н.В., Косарецкий С.Г., Звягинцев Р.С. Как меняются условия работы и профессиональное самочувствие учителей? М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. [Pinskaya M.A., Evstigneeva N.V., Bysik N.V., Kosaretsky S.G., Zvyagincev R.S. (2017) How Do the Conditions of Work and the Professional Well­being of Teachers Change? Moscow: Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». (In Russ.)].

Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. M.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. [Sobkin V.S., Adamchuk D.V. (2016) Modern Teacher: Life and Professional Orientation. Moscow: FGBNU «IUO RAO». (In Russ.)].

Agasisti T., Avvisati F., Borgonovi F., Longobardi S. (2018) Academic Resilience: What Schools and Countries Do to Help Disadvantaged Students Succeed in PISA. OECD Education Working Papers. No. 167. DOI: 10.1787/e22490ac-en.

Boyle G.J., Borg M.G., Falzon J.M., Baglioni A.J. (1995) A Structural Model of the Dimensions of Teacher Stress. The British Journal of Educational Psychology. Vol. 65(1): 49–67.

Brouwers A., Tomic W. (2000) A Longitudinal Study of Teacher Burnout and Perceived Self-efficacy in Classroom Management. Teaching and Teacher Education. Vol. 16(2): 239–253. DOI: 10.1016/ S0742-051X(99)00057-8.

Bullough R.V., Baughman K. (1996) Narrative Reasoning and Teacher Development: A Longitudinal Study. Curriculum Inquiry. Vol. 26(4): 385-415. DOI: 10.2307/1180195.

Cherniss C. (1992) Long-term Consequences of Burnout: An Exploratory Study. Journal of Organizational Behavior. Vol. 13(1): 1–11. DOI: 10.1002/job.4030130102.

Collie R.J., Shapka J.D., Perry N.E. (2012) School Climate and Social-emotional Learning: Predicting Teacher Stress, Job Satisfaction, and Teaching Efficacy. Journal of Educational Psychology. Vol. 104(4): 1189–1204. DOI: 10.1037/a0029356.

Day C., Gu Q. (2014) Resilient Teachers, Resilient Schools. London: Routledge. DOI: 10.4324/9780203578490.

Dworkin A.G. (2009) Teacher Burnout and Teacher Resilience: Assessing the Impacts of the School Accountability Movement. In: International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Ed. by L.J. Saha, A.G. Dworkin. Boston, MA: Springer US: 491–502. DOI: 10.1007/978-0-387-73317-3_32.

Dworkin A.G., Saha L.J., Hill A.N. (2003) Teacher Burnout and Perceptions of a Democratic School Environment. International Education Journal. Vol. 4(2): 108–120.

Erberber E., Stephens M., Mamedova S., Ferguson S., Kroeger T. (2015) Socioeconomically Disadvantaged Students Who Are Academically Successful: Examining Academic Resilience Cross-nationally. IEA’s Policy Brief Series. No. 5. Amsterdam, IEA.

Gorsuch R.L. (2003) Factor Analysis. In: Handbook of Psychology: Research Methods in Psychology. Ed. by J.A. Schinka, W.F. Velicer. Hoboken, US: John Wiley & Sons Inc.: 143–164.

Henderson N., Milstein M. (2003) Resiliency in Schools: Making It Happen for Students and Educators. Corwin Press.

Klassen R.M., Bong M., Usher E.L., Chong W.H., Huan V.S., Wong I.Y.F., Georgiou T. (2009) Exploring the Validity of a Teachers’ Self-efficacy Scale in Five Countries. Contemporary Educational Psychology. Vol. 34(1): 67–76. DOI: 10.1016/J.CEDPSYCH.2008.08.001.

Klassen R., Tze V.M.C. (2014) Teachers’ Self-efficacy, Personality, and Teaching Effectiveness: A Metaanalysis. Educational Research Review. Vol. 12: 59–76. DOI: 10.1016/j.edurev.2014.06.001.

Klusmann U., Kunter M., Trautwein U., Lüdtke O., Baumert J. (2008) Teachers’ Occupational Well-being and Quality of Instruction: The Important Role of Self-regulatory Patterns. Journal of Educational Psychology. Vol. 100(3): 702–715. DOI: 10.1037/0022-0663.100.3.702.

Ko J., Sammons P., Bakkum L. (2013) Effective Teaching: a Review of Research and Evidence. Reading, UK: CfBT Education Trust.

LeCompte M.D., Dworkin A.G. (1991) Giving up on School : Student Dropouts and Teacher Burnouts. Corwin Press.

Maslach C., Jackson S., Leiter M. (1997) The Maslach Burnout Inventory Manual. In: Evaluating Stress: A Book of Resources. Ed. by C.P. Zalaquett, R.J. Wood. New York, US: The Scarecrow Press: 191–218.

Matheny K.B., Gfroerer C.A., Harris K. (2000) Work Stress, Burnout, and Coping at the Turn of the Century: An Adlerian Perspective. Journal of Individual Psychology. Vol. 56(1): 74–87.

McKenzie P., Santiago P., Sliwka A., Hase H. (2005) Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers. Paris: OECD.

Mourshed M., Chijioke C., Barber M. (2011) How the Worlds Most Improved School Systems Keep Getting Better. Educational Studies Moscow. Vol. 2: 5–122. DOI: 10.17323/1814-9545-2011-2-5-122.

Price H.E., Moolenaar N.M. (2015) Principal-teacher Relationships: Foregrounding the International Importance of Principals’ Social Relationships for School Learning Climates. Journal of Educational Administration. Vik. 53(1): 1–11. DOI: 10.1108/JEA-11-2014-0134.

Troman G., Woods P. (2001) Primary Teachers’ Stress. London: Routledge/Falmer.

Wood T., McCarthy. C. (2002) Understanding and Preventing Teacher Burnout. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Teaching and Teacher Education.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [28]:
Показаны последние 10 записей. Показать все комментарии
moderator    12.10.2018

Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.

moderator    12.10.2018

Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.

София Кудрина    11.10.2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в РИНЦ есть только номера по 6 включительно за 2018 год? Седьмого номера до сих пор нет, хотя он уже опубликован давно. Интересуюсь как автор.
moderator    30.09.2018

Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.

Бисерка Кошарац    30.09.2018

Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?

moderator    20.08.2018

Валерий, здравствуйте!
В 6 номере опубликовали, в 7 будет позже.

Валерий    17.08.2018
Почему-то Рубрики в ближайших номерах от №№ 6 и 7 за 2018 г. нет информации
moderator    09.08.2018

Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.

Александр    09.08.2018
Добрый день, в статье (Одяков C. D.Население Урала в условиях социально-экономического кризиса (146-151)) не указаны еще двое авторов - Наумова Н.Л. и Лукин А.А.
moderator    02.08.2018

Любовь Александровна, здравствуйте!
Приносим свои извинения, ошибка исправлена.

Любовь Лебединцева    01.08.2018
Добрый день! я соавтор статьи Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции. Но я женщина, а не мужчина. Почему же моя фамилия указана в мужском роде? Буду крайне благодарна. если удастся оперативно исправить ошибку.Показать все комментарии