Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологические исследования

Рыжова С. В.
Российская идентичность на православно-исламском пограничье

Рыжова Светлана Валентиновна , ведущий научный сотрудник Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Silica2@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250010566-5
ID статьи на сайте журнала: 8257

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Полный текст

http://socis.isras.ru/files/File/2020/8/Ryzhova.pdf 2**

Ссылка при цитировании:

Рыжова С. В. Российская идентичность на православно-исламском пограничье // Социологические исследования. 2020. Том 46. № 8. С. 51-61.
DOI: 10.31857/S013216250010566-5

Рубрика:

Этносоциология

Аннотация

В статье анализируются тренды формирования российской идентичности в различных этноконфессиональных средах. Особое внимание уделяется Республикам Татарстан и Башкортостан, рассматриваемым как пространства «плотного» православно-исламского культурного пограничья, где создается диалог двух наиболее заметных в публичном поле России религиозных традиций с высокой значимостью соответствующих этноконфессиональных идентичностей. Отмечается, что православный дискурс закрепляет русскую этничность в качестве основы российской идентичности, а мусульманский стремится к иным моделям ее определения. Сложившиеся этноконфессиональные границы не мешают формированию в данных регионах единого поля межкультурной интеграции. Признание со стороны общества вклада исламской традиции в формирование российского государства и включение в российскую репрезентативную культуру исламских культурных элементов могло бы способствовать актуализации российской идентичности автохтонных мусульман. В то же время спонтанное встраивание исламской культурной компоненты в общероссийскую репрезентативную культуру сдерживается общественными опасениями, связанными с риском возможной радикализации и политизации ислама.

Ключевые слова

российская идентичность; православные; мусульмане; православно-исламское культурное пограничье; межэтнические отношения; межкультурная интеграция

Литература

Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Русские мусульмане в поле российской идентичности // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 7 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 289–303.

Дробижева Л.М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100–115. DOI: 10.17976/ jpps/2018.05.09.

Кашаф Ш.Р. Конструирование национальной идентичности в немусульманских политиях: роль исламских религиозных институтов // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 1. С. 103–118. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-1-103-118.

Козлов Н.Д. Политические культуры регионов России: уравнение со многими неизвестными // Полис. Политические исследования. 2008. № 4. С. 8–26.

Межнациональное согласие как ресурс консолидации российского общества: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева; Институт социологии РАН. М.: Институт социологии РАН, 2016.

Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / [М.К. Горшков и др.]; отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М.: Весь Мир, 2015.

Рыжова С.В. Религиозность, этноконфессиональная идентичность и проблемы межэтнического согласия // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 49–58. DOI: 10.31857/S013216250004006-9.

Социальная доктрина российских мусульман. М.: Издательский дом «Алтын Мирас», 2017.

Тенбрук Ф. Репрезентативная культура // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 93–120.

Тишков В.А. Российская идентичность: внутренние и внешние вызовы // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 4. С. 408–412. DOI: 10.31857/S0869-5873894408-412.

Шумилова Е.А., Ходжаева Е.А. Особенности становления российской гражданской идентичности мусульман в Татарстане // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. М.: Издательство Института социологии РАН. 2006. C.132–140.

Barth F. Introduction // Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Oslo; Bergen; Tromso: Universitetforlaget, 1998. P. 9–38.

Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Worchel S., Austin V.G. (eds) Psychology of Intergroup Relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7–24.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [28]:
Показаны последние 10 записей. Показать все комментарии
moderator    12.10.2018

Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.

moderator    12.10.2018

Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.

София Кудрина    11.10.2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в РИНЦ есть только номера по 6 включительно за 2018 год? Седьмого номера до сих пор нет, хотя он уже опубликован давно. Интересуюсь как автор.
moderator    30.09.2018

Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.

Бисерка Кошарац    30.09.2018

Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?

moderator    20.08.2018

Валерий, здравствуйте!
В 6 номере опубликовали, в 7 будет позже.

Валерий    17.08.2018
Почему-то Рубрики в ближайших номерах от №№ 6 и 7 за 2018 г. нет информации
moderator    09.08.2018

Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.

Александр    09.08.2018
Добрый день, в статье (Одяков C. D.Население Урала в условиях социально-экономического кризиса (146-151)) не указаны еще двое авторов - Наумова Н.Л. и Лукин А.А.
moderator    02.08.2018

Любовь Александровна, здравствуйте!
Приносим свои извинения, ошибка исправлена.

Любовь Лебединцева    01.08.2018
Добрый день! я соавтор статьи Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции. Но я женщина, а не мужчина. Почему же моя фамилия указана в мужском роде? Буду крайне благодарна. если удастся оперативно исправить ошибку.Показать все комментарии