Журнал: Социологические исследованияШмерлина И. А.К истокам русского социального мировоззрения: тема «благодати»

Журнал: Социологические исследования

Шмерлина И. А.

К истокам русского социального мировоззрения: тема «благодати»

Шмерлина Ирина Анатольевна , старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
shmerlina@yandex.ru


ID статьи на сайте журнала: 8458


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Шмерлина И. А. К истокам русского социального мировоззрения: тема «благодати» // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 28-37.
DOI:

Рубрика:

Теория. Методология

Аннотация

В статье рассматривается антитеза Закона и Благодати, представленная в сочинении «Слово о Законе и Благодати» пресвитера Илариона, впоследствии киевского митрополита (сер. XI в.). Интерес к этому сочинению оправдан его несомненным значением для выявления духовных истоков российского социального мировосприятия и, в отдаленной перспективе, идейно-ценностных предпосылок отечественного социологического дискурса. Отмечаются последствия ценностного выбора, заданного дилеммой Закона/Благодати, для становления отечественной гражданско-правовой культуры. Сквозь призму названной дилеммы предложено рассматривать славянофильство и русскую этико-социологическую субъективную школу. Показано развитие этой дилеммы в дифференциации понятий закона и правды, правды и истины, «правды-истины» и «правды-справедливости» (Н.К. Михайловский). Высказано предположение, что идейно-мировоззренческий комплекс, в котором Благодать доминирует над Законом, определил специфическую особенность русской социологической мысли периода ее становления – приоритет нравственного чувства и этики над объективной законосообразностью (Н.Г. Михайловский, П.Л. Лавров).

Ключевые слова

Закон и Благодать; правда; истина; «правда-истина»; «правда-справедливость»; Иларион; П.Я. Чаадаев; славянофильство; русская субъективная школа в социологии

Литература

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995.

Блок А.А. Народ и интеллигенция // Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем в 20-ти т. Т. 8. М.: Наука, 2010. С. 70–76.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980.

Галактионов А.А. Русская социология XI–XX веков: учебник. СПб.: Лань, 2002.

Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 3. М.: АН СССР, 1954.

Дерягин В.Я. Митрополит Иларион. Жизнь и «Слово» // Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2011. С. 11–35.

Долгов В.В. Представления об обществе в картине мира населения Древней Руси XI–XIII вв.: дис. … д. ист. н. Ижевск: УдГУ, 2008.

Дорская А.А. История политико-правовой мысли: культурологический ракурс. Рец. на монографию С.В. Павловой «Культурологический подход в истории отечественной политико-правовой мысли». СПб.: Ноу Сюа, 2013. 132 с. // Правоведение. 2014. № 3(314). С. 227–231.

Емелькина И.В. Специфика закона и права в российском (русском) архетипе // Мир науки и образования. 2016. № 1(5). URL: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/2016/1(5)/Emelkina.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI–XVI вв.). Л.: Наука, 1987.

Земскова И.П. Концептуальное поле ПОРЯДКА // Логический анализ языка. Языки динамического мира / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Шатуновский. Дубна: МУПОЧ «Дубна», 1999. С. 321–329.

Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юридическая литература, 1985.

Иларион. Слово о Законе и Благодати // Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2011. С. 36–109.

Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000.

Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006.

Лавров П.Л. Задачи позитивизма и их решение // Лавров П.Л. Философия и социология: Избр. произв. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1965. С. 575–634.

Мельникова А.А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. СПб.: Речь, 2003.

Мильков В. Иларион // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 1. С. 102–121.

Михайловский Н.К. Сочинения. Т. 1. Ч. 2. СПб.: Изд. ред. журн. «Русское богатство», 1896.

Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 122–130.

Павлова С.В. Культурологический подход в истории отечественной политико-правовой мысли. СПб.: Ноу Сюа, 2013.

Повесть временных лет (ПВЛ). СПб: ВИТА НОВА, 2012.

Пришвин М.М. Дневники 1920–1922. М.: Московский рабочий, 1995.

Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии [электронная книга]. Б.м.: Adamant Media Corporation, 2001. (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. 2-е изд. СПб.: Наука и школа, 2020).

Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права. (Очерки IX – середины XVII в.). М.: МГИУ, 2006.

Тульчинский Г.Л. Российская политическая культура: особенности и перспективы. СПб.: Алетейя, 2014.

Тульчинский Г.Л. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб.: Алетейя, 2018.

Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI–XIX вв.). М.: Гнозис, 1994.

Чаадаев П.Я. Философические письма (1829–1830). Письмо первое // Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. Т. 1. М.: Наука, 1991. С. 320–339.

Чаадаев П.Я. Третье письмо А.И. Тургеневу // Гершензон М.О. П.Я. Чаадаев: жизнь и мышление. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. С. 304–308.

Черников М.В. Проблема соотношения сущего и должного в русском общественном сознании конца XIX – начала XX века // Вестник ВГУ. Серия 1: Гуманитарные науки. 2001. № 2. С. 194–221.

Шапир М. Б.А. Успенский: Краткий очерк истории русского литературного языка (XI–XIX вв.). М.: Гнозис, 1994. 239 с. (Язык. Семиотика. Культура) // Philologica. 1997. Vol. 4. № 8/10. С. 359–380.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 1, 2021
>> Архив журнала