Журнал: Социологические исследованияЗинькина Ю. В., Шульгин С. Г., Новиков К. Е., Коротаев А. В.Универсальные эффекты влияния формального образования на ценностные установки в кроссрегиональной перспективе

Журнал: Социологические исследования

Зинькина Ю. В., Шульгин С. Г., Новиков К. Е., Коротаев А. В.

Универсальные эффекты влияния формального образования на ценностные установки в кроссрегиональной перспективе

Зинькина Юлия Викторовна ,
juliazin@list.ru

Шульгин Сергей Георгиевич ,
sergey@shulgin.ru

Новиков Кирилл Евгеньевич ,
kenovikov@yandex.ru

Коротаев Андрей Витальевич ,
akorotayev@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 8793


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Зинькина Ю. В., Шульгин С. Г., Новиков К. Е., Коротаев А. В. Универсальные эффекты влияния формального образования на ценностные установки в кроссрегиональной перспективе // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 65-71.
DOI:

Рубрика:

Социология образования

Аннотация

Авторы исследуют влияние формального образования на ценностные установки и выделяют универсалии среди эффектов этого воздействия, наблюдаемые во всех регионах мира с использованием многофакторной модели на данных семи волн Всемирного обследования ценностей. Рассмотрены шесть подвыборок стран – ОЭСР, Восточная Европа, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка, Африка южнее Сахары, Восточная и Юго-Восточная Азия. Выявлены универсальные эффекты: по мере роста образования респондентов растет их интерес к политике, вовлеченность в социальные организации и готовность участвовать в политике. Повышается толерантность к проживанию по соседству с людьми иных расы, религии и к проявлениям свободы выбора. Возрастает приверженность ценностям гендерного равенства и эмансипации детей. У более образованных респондентов снижается религиозность. Такое количество универсалий позволяет утверждать, что на ценности влияет не только специфический социальный контекст, в котором приобретается образование, но и уровень образования как таковой, что поддерживает когнитивно-психологическую теорию образования.

Ключевые слова

ценностные установки; уровень образования; влияние образования на ценности; постматериалистические ценности; социальная активность; участие в политике; эмансипация детей; гендерное равенство; религиозность

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 9, 2021
>> Архив журнала