Журнал: Социологические исследованияМерсиянова И. В., Иванова Н. В., Брюхно А. С.Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?

Журнал: Социологические исследования

Мерсиянова И. В., Иванова Н. В., Брюхно А. С.

Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?

Мерсиянова Ирина Владимировна , заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях департамента политики и управления факультета социальных наук, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
imersianova@hse.ru

Иванова Наталья Владимировна , старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
nvivanova@hse.ru

Брюхно Александра Сергеевна , стажер-исследователь научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
abryuhno@hse.ru


ID статьи на сайте журнала: 9283


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Мерсиянова И. В., Иванова Н. В., Брюхно А. С. Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии? // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 38-48.
DOI:

Рубрика:

Методология и методы социологических исследований

Аннотация

В статье представлены результаты расчетов индекса цифровых компетенций российских НКО и их интерпретация в свете теоретических представлений об эффективной деятельности НКО в цифровом пространстве. Эмпирической основой расчетов являются данные всероссийских обследований негосударственных некоммерческих организаций в точке входа в пандемию (2019) и через год после ее начала (2021). Оценка текущей ситуации показала, что российские НКО слабо используют возможности цифровых технологий: среднее значение индекса составляет 2 балла из 10 (SD = 1,6). Сделан вывод о том, что цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности, за время пандемии обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, ранее не использовавшие цифровые технологии, оказались немотивированными внедрять их в свою деятельность. Это свидетельствует о проявившейся в период пандемии «цифровой поляризации» НКО, которая усиливает разрыв между выделенными на основе индекса группами «цифровых аутсайдеров» и «цифровых лидеров».

Ключевые слова

НКО; цифровизация; цифровые технологии; цифровые компетенции; индексы; пандемия

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 9, 2022
>> Архив журнала