Журнал: Вестник Института социологииГлухов К. В.Система политического планирования в органах государственной власти Российской Федерации

Журнал: Вестник Института социологии

Глухов К. В.

Система политического планирования в органах государственной власти Российской Федерации

Глухов Константин Вячеславович ,
konstantinglukhov@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 152


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Глухов К. В. Система политического планирования в органах государственной власти Российской Федерации // Вестник Института социологии. 2011. № 3. С. 222-235.
DOI:

Рубрика:

Трибуна молодого учёного

Аннотация

Статья представляет собой анализ системы и применяемых на практике инструментов государственного политического планирования в Российской Федерации. Рассмотрены три концепции – бюджетирование, ориентированное на результат, основные направления деятельности правительства и проекты комиссий по модернизации и техническому развитию. Политическое планирование рассматривается как обоснование политического фундамента стратегии посредством учёта множества политических факторов, которые определяют направление развития общества во всех его сферах. Анализ систем планирования проведено на основании официальных документов Правительства РФ, интернет-сайтов основных министерств и ведомств (прежде всего, сайта Министерства экономического развития РФ), интервью с агентами политического планирования. Теоретико-методологическим подходом послужила неоинституциональная теория. В статье рассматривается история становления системы политического планирования в России с 1990-х годов, анализируется структура политического планирования, её проблемы и недостатки, в частности сохранение морально устаревших элементов и постановка целей, которых невозможно достичь. Показана системная пирамида политического планирования, наверху которой находится трёхуровневая система целей Правительства РФ, охватывающая все направления деятельности. Базовые цели политического планирования включают в себя повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, повышение уровня национальной безопасности и создание потенциала для будущего развития. Сделан вывод о том, что стройной системы государственного планирования пока не выстроено, однако все агенты политической системы осознают её необходимость. Для её развития автор предлагает унифицировать и привести в единую иерархическую систему все инструменты политического планирования; создать единый плановый институт, который бы отвечал за координацию и контроль всей деятельности по осуществлению политического планирования в федеральных органах исполнительной власти; чётко распределить все имеющиеся цели между министерствами и ведомствами, исходя из их функциональной направленности, при этом допускается расширение функций для некоторых государственных структур.

Ключевые слова

Правительство, планирование, государственная политика, бюджетирование

Литература

1. Бенвенисте Г. Овладевание политикой планирования: Создание реально выполнимых планов и политики, которая ведёт к переменам / Пер. с англ. К. П. Михневич; Под общ. ред. М. Р. Калантаровой. М.: Прогресс: Фирма «Универс», Б.г., 1994. 303 с.

2. Постановление Правительства РФ № 594 от 26 июня 1995 года «О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663‑р «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».

5. Сводный доклад о результатах и основных направлени­ях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008‑2010 годы, рассмотренный Правительством Российской Федерации на заседании 27 декабря 2007 года.

6. Методический кабинет. Ведомственные программы // Федеральное казначейство. Официальный сайт. URL: http://www.roskazna.ru/p/mk/vp.html [Дата посещения: 25.11.2011].

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2004 г. № 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осу­ществлении которых участвует Российская Федерация».

8. Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на 2006‑2008 годы (Утверждены Минэкономразвития России и Минфином России).

9. Методические указания по разработке и утверждению карт проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2009 года № 114.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2011
>> Архив журнала