Журнал: Вестник Института социологииВолков Ю. Г.Возникновение и современное состояние российского креативного класса

Журнал: Вестник Института социологии

Волков Ю. Г.

Возникновение и современное состояние российского креативного класса

Волков Юрий Григорьевич, д.филос.н., проф., научный руководитель филиала
ugvolkov@sfedu.ru


ID статьи на сайте журнала: 192


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Волков Ю. Г. Возникновение и современное состояние российского креативного класса // Вестник Института социологии. 2012. № 5. С. 109-120.
DOI:

Рубрика:

Тема номера: «Профессионал как субъект социального действия»

Аннотация

В статье анализируются проблемы формирования российского креативного класса. Даны определения креативности, которая рассматривается как способность видеть проблему и сопротивляться стереотипам, а также как социальную силу, ориентированную на созидание социально-динамических отношений и справедливо, разумно устроенного общества. По сравнению с творчеством, которое в российской культурной традиции определяется как индивидуальный дар, креативность подразумевает оптимальную вовлечённость в общественную жизнь в контексте осознания себя не только в ближайшем окружении, но и в обществе в целом. Креативность — это не массовое творчество, а новое качество общественной жизни, связанное с тем, что миллионы людей перестают быть массой, стремятся стать хозяевами своего дела и ищут индивидуальность в личном влиянии на общественную жизнь. В статье сравниваются средний и креативный классы. Показано, что средний класс в целом исчерпал свои интенции, поскольку вызовы современности и глобализации делают общество массового потребления несбыточным лозунгом. В России средний класс не сможет сформироваться, поскольку приобщение к потребительским практикам является малосовместимым с самореализацией, а то и исключающим её. Способность и готовность к самореализации предопределяют настороженное отношение к диалогу с элитой и усиливают изоляционистские тенденции. Выявлены два пути социального представительства среднего класса. Один, условно называемый оппортунистическим, утверждает возможность диалога с государством и распределение бремени ответственности между гражданами и властными структурами. Другой путь, «революционный», основывается на необходимости ориентации новых макросоциальных структур и институтов на отношение к креативному классу как к самостоятельной социальной группе. Сделан вывод о том, что потребность общества в социальной самореализации является катализатором перемен на пути к модернизации нового креативного типа, в основе которой движение к креативному обществу, обществу равных возможностей. Креативный класс ориентирован на нестандартные решения, освоение новых форм деятельности, поэтому он может стать «модернизационным меньшинством», необходимым для реализации модернизационного проекта.

Ключевые слова

креативный класс, российское общество, социальная солидарность, социальная взаимопомощь, социальное влияние

Литература

 

  1. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малевой. М.: Гендальф, 2003.

  2. Социальные факторы консолидации российского общества: социологическое измерение / под ред. М. К. Горшкова. М.: ИС РАН, Новый хронограф, 2010.

  3. Горшков М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М.: ИС РАН, Новый Хронограф, 2011.

  4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2011.

  5. Горшков М. К. и др. Готово ли российское общество к модернизации? М.: ИС РАН, Весь Мир, 2011.

  6. Горшков М. К. О чём мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. М.:ИС РАН, 2012.

  7. Социальное неравенство и публичная политика / под ред. М. К. Горшкова, Ю. А. Красина. М.: Культурная Революция, 2007.

  8. Шкаратан О. И. Социология неравенства: теория и реальность. М.: ИД НИУ-ВШЭ, 2012.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 5, 2012
>> Архив журнала