Журнал: Вестник Института социологииКлючарев Г. А.«Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы

Журнал: Вестник Института социологии

Ключарев Г. А.

«Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы

Ключарев Григорий Артурович, д.филос.н., проф., главный научный сотрудник
Kliucharev@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 229


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Ключарев Г. А. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 234-251.
DOI:

Рубрика:

Социология образования: сравнительные исследования

Аннотация

Обосновывается неизбежность неравенства в образовании, рассматриваются пути его смягчения. Рассматривается история развития неравенства в образовании, которое связывают с объективным и неустранимым противоречием, заложенном в самом процессе обучения. Оно выражается в конфликте общественных и индивидуальных интересов, допустимостью вторжения общества посредством образования в частную жизнь граждан. Идея равенства в образовании является одной из основных ценностей демократического общества. Благодаря промышленной и серии политических революций складывается новая социальная структура западного общества, а вслед за этим происходит существенная эволюция и самих институтов образования. Элитарное образование не отвечало интересам развивающегося индустриального общества. Потребность в обученных кадрах росла быстрее, чем её могла удовлетворить элита за счёт своих представителей. Как идеал рассматривается модель эгалитарного образования, при котором все социально-экономические группы имеют равные возможности и условия для учёбы. Но достичь всеобщего равенства, пусть и в одной, конкретно взятой сфере духовной жизни общества, пока нигде не удалось. В любом случае, качественное профессиональное образование всегда остаётся абсолютной ценностью элиты. С его помощью она сохраняет доминирующее положение в обществе. Элитное образование должно оставаться труднодоступным для основных групп населения. В некоторых случаях его определяют как специально созданное для элит или для особо талантливых учащихся (последние могут быть и из нижних слоёв населения). Поэтому основным признаком элитного учебного учреждения является его ориентация исключительно на подготовку учащихся к труду в привилегированных секторах экономики и в иных престижных сферах профессиональной деятельности (наука, культура). Анализируются различные модели высшего профессионального образования, соотношение его качества и доступности. Предложен новый подход к методике рейтингования вузов, основанный на их типологизации по следующим признакам: уставные цели, тип собственности, источники финансирования, степень доступности.

Ключевые слова

профессиональное образование, качество образования, доступность образования, образовательные неравенства, рейтингование вузов

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 6, 2013
>> Архив журнала