Журнал: Вестник Института социологииКолесникова Е. М.Образ профессионального учительского сообщества в британских и российских СМИ

Журнал: Вестник Института социологии

Колесникова Е. М.

Образ профессионального учительского сообщества в британских и российских СМИ

Колесникова Елена Михайловна, к.соц.н. старший научный сотрудник
kolesnikova@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 230


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Колесникова Е. М. Образ профессионального учительского сообщества в британских и российских СМИ // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 252-277.
DOI:

Рубрика:

Социология образования: сравнительные исследования

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования образа профессиональной группы педагогов и их профессии в СМИ. Профессиональная группа рассмотрена как корпоративный актор, использующий информационные ресурсы для формирования общественной репутации группы и профессии в собственную пользу. Образ профессиональной группы как одна из составляющих символического капитала профессии во многом определяет её статусные позиции. От того, как позиционируется учительский профессиональный проект, зависит, сколь автономными и авторитетными экспертами будут выглядеть учителя, сколь активно они смогут принимать участие в обсуждении и реализации реформ, и, в конечном итоге, приведут ли эти реформы к позитивным изменениям их статуса и позиций на рынке труда. В статье приведены результаты части британского проекта «Статус учителя, статус профессии и группы учителей в Великобритании: взгляд на профессию изнутри и со стороны», посвящённого анализу дискурса образования и учительства в СМИ, и авторского исследования образа профессии и учителей в российском медиа-дискурсе. В британском проекте выявлено, что превалирование административного дискурса и представителей властей как основных экспертов активно придаёт образу учителя и сфере образования негативный окрас. В формировании образа профессиональной группы российских учителей (в печатной и электронной версии) преобладает политическая, правовая и административная риторика. Объединение образа учителей с негативным аспектом проблем в образовании и категориями депрофессионализации даёт возможность представителям власти выступать главными экспертами и демонстрировать свои функции внешнего контроля института и профессионального сообщества как необходимые и наиболее эффективные. Исключение учительства из информационного поля образовательной социальной политики позволяет государственным и политическим элитам «приватизировать» образ института образования и его реформирования, не допуская продвижения конкурентной трактовки ситуации и перспектив её развития. Также оно не способствует и формированию «высокостатусного» образа учительства как профессии и группы.

Ключевые слова

социология профессий, социальные проблемы, социология образования

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 6, 2013
>> Архив журнала