Журнал: Вестник Института социологииГаврилюк Т. В.Конструирование маскулинности в культуре нового рабочего класса современной России

Журнал: Вестник Института социологии

Гаврилюк Т. В.

Конструирование маскулинности в культуре нового рабочего класса современной России

Гаврилюк Татьяна Владимировна, к.соц.н., доц., Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
tv_gavrilyuk@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2019.29.2.574

ID статьи на сайте журнала: 574


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Гаврилюк Т. В. Конструирование маскулинности в культуре нового рабочего класса современной России // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 2. С. 28-44.
DOI: 10.19181/vis.2019.29.2.574

Рубрика:

Социология молодежи: установки в современной реальности

Аннотация

Статья посвящена анализу конструкта маскулинности в культуре нового рабочего класса современной России. С опорой на интерсекциональную перспективу рассмотрены как практики производства его множественных форм в повседневном взаимодействии, так и устойчивые структуры социального неравенства, закрепляющие гендерный порядок на институциональном уровне. В статье произведён аналитический обзор актуальных зарубежных исследований режимов маскулинности рабочего класса в постиндустриальную эпоху. На основании эмпирического исследования молодёжи нового рабочего класса УрФО были выявлены наиболее общие структуры гендерного порядка в семейной сфере и на рабочем месте: нормативные социальные роли мужчины, стереотипы повседневного исполнения мужских гендерных ролей, гендерные ограничения и привилегии. Было установлено, что сохраняющаяся структурная диспропорция между секторами экономики в уровне оплаты труда и гендерном составе работников детерминирует трансляцию нормативной установки на воспроизводство паттерна мужчины-добытчика, обладающего властью в семье на основании контроля над экономическими ресурсами. Юноши из рабочего класса по-прежнему заинтересованы в сохранении и поддержании патриархальной модели распределения домашнего труда. При этом за женщинами закрепляются такие виды работы, которые требуют регулярного рутинного выполнения в строго определённое время, мужчины же ответственны за те виды домашнего труда, которые исполняются спорадически и могут быть отсрочены, что оставляет им больше времени для досуговой активности. В оценке значимости ритуалов повседневной коммуникации было выявлено значительно более выраженное стремление к сохранению традиционного паттерна гендерного взаимодействия у девушек по сравнению с молодыми людьми. Результаты исследования свидетельствуют о различии ожиданий молодых мужчин и женщин относительно гендерной нормативности повседневной коммуникации: бо́льшая часть юношей по-прежнему тяготеет к модели гегемонной маскулинности рабочего класса, в то время как девушки, поддерживая идею сохранения патриархального социального порядка, готовы к исполнению своей гендерной роли в нём при условии финансовой поддержки и защиты со стороны мужчин, косвенные же признаки гегемонной маскулинности не рассматриваются ими как релевантные.

Ключевые слова

рабочий класс, молодёжь рабочего класса, маскулинность, гендер, гендерный режим, гегемонная маскулинность

Литература

Заславская Т. И. 1997. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. № 2. С. 5–23.

Здравомыслова Е., Темкина А. 2002. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О муже(N)ственности. Сборник статей. Под ред. С. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение. С. 432–452.

Мещеркина Е. Ю. 2002. Бытие мужского сознания: опыт реконструкции маскулинной идентичности среднего и рабочего класса // О муже(N)ственности. Сборник статей / Под ред. С. Ушакина. М.: Новое литературное обозрение. С. 268–288.

Тартаковская И. Н. 2002. Мужчины на рынке труда // Социологический журнал. № 3. С. 112–125.

Anderson E. 2005. Orthodox and inclusive masculinity: Competing masculinities among heterosexual men in a feminized terrain // Sociological Perspectives. № 48. P.337–355.

Cockburn C. 1983. Brothers: Male dominance and technological change. London: Pluto Press. 264 p.

Coltrane S., Shih K. Y. 2010. Gender and the division of labour // Handbook of Gender Research in Psychology. Ed. by Chrisler J. C. and McCreary D. R. Vol. 2. Gender Research in Social and Applied Psychology, Springer. P. 401–422.

Connell R. W. 1991. Live fast and die young: The construction of masculinity among young working-class men on the margin of the labour market // Journal of Sociology. № 27. P. 141–171.

Craig L. 2006. Does father care mean fathers share? A comparison of how mothers and fathers in intact families spend time with children // Gender & Society. № 20 (2). P. 259–281.

Demetriou D. 2001. Connell’s concept of hegemonic masculinity: A critique // Theory & Society. № 30. P. 337–361.

Donaldson M. 1987. Labouring men: love, sex and strife // Australian and New Zealand Journal of Sociology. № 23 (3). P. 165–184.

Gill R. 2003. Power and the production of subjects: A genealogy of the new man and the new lad // Masculinity and Men’s Lifestyle Magazines. Ed. by B. Benwell. Oxford: Blackwell. P. 34–56.

Hancock A. M. 2007. When multiplication doesn’t equal quick addition: Examining intersectionality as a research paradigm // Perspectives on Politics. № 5 (1). P. 65-79.

Lindsay C., McQuaid R. W. 2004. Avoiding the “McJobs”: Unemployed job seekers and attitudes to service work // Work Employment and Society. № 18 (2). P. 297–319.

Lipasova A. 2017. Fatherhood in the Russian provinces: A theoretical and empirical analysis // The Journal of Social Policy Studies. Vol. 15. № 4. P. 629–642.

Lippert J. 1977. Sexuality as Consumption // For Men Against Sexism. Ed. by J. Snodgrass. Albion: Times Change Press. P. 207–213.

Lupton R. 2006. Explaining men’s entry into female-concentrated occupations: Issues of masculinity and social class // Gender, Work & Organization. № 13 (2). P. 108–28.

McDowell L. 2004. Masculinity, identity and labour market change: Some reflections on the implications of thinking relationally about difference and the politics of inclusion // Geografiska Annaler. Ser. B. Human Geography. Vol. 86. № 1. Special Issue: The Political Challenge of Relational Space. P. 45–56.

Nixon D. 2009. “I can’t put a smiley face on”: Working-class masculinity, emotional labour and service work in the “new economy” // Gender, Work & Organization. № 16 (3). P. 300–322.

Roberts S. 2013. Boys Will Be Boys ... Won’t They? Change and Continuities in Contemporary Young Working-class Masculinities // Sociology. № 47 (4). P. 671–686.

Segal L. 1990. Slow motion: Changing masculinities, changing men. L.: Virago. 396 p.

Thébaud S. 2010. Masculinity, bargaining, and breadwinning // Gender & Society. № 24 (3). P. 330–354.

Tolson A. 1977. The Limits of Masculinity. L.: Tavistock. 158 p.

Vanke A. 2014. The corporeality of working-class men in labour regimes and the private sphere. Summary. Laboratorium. № 6 (1) P. 154–158.

Willis P. 1979. Shop floor culture, masculinity and the wage form // Working Class Culture. Ed. by J. Clarke, C. Critcher, R. Johnson. L.: Hutchinson. P. 185–198.

Whitehead S. 2002. Men and masculinities: Key themes and new directions. Cambridge: Polity. 288 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 29, 2019
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)