Журнал: Вестник Института социологииКосевич Е. Ю.Испанские СМИ о латиноамериканских мигрантах: между страхом и жалостью

Журнал: Вестник Института социологии

Косевич Е. Ю.

Испанские СМИ о латиноамериканских мигрантах: между страхом и жалостью

Косевич Екатерина Юрьевна, к.пол.н. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
ekaterina.kosevich@gmail.com

DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.606

ID статьи на сайте журнала: 606


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Косевич Е. Ю. Испанские СМИ о латиноамериканских мигрантах: между страхом и жалостью // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 92-110.
DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.606

Рубрика:

Этничность в поликультурном мире

Аннотация

Дискурс средств массовой информации является «зеркалом», отражающим общие взгляды и позволяющим понять образ мыслей общества в отношении проблемы миграции. Статья посвящена анализу образов, построенных испанскими СМИ, относительно проживающих в Испании латиноамериканских мигрантов. Такое ви́дение привело в итоге к формированию стойкого восприятия их испанским обществом только с двух главных позиций — страха и жалости. Прототипами всех незаконно въехавших в Испанию латиноамериканцев стали колумбийцы и эквадорцы. Автор раскрывает причины «раскола» в восприятии испанскими СМИ Колумбии и колумбийцев, которые стали синонимом опасности, а также Эквадора и выходцев из этой страны, ассоциирующихся преимущественно с состраданием и жалостью. В статье рассматриваются основные этапы иммиграции латиноамериканцев в Испанию в конце XX и начале XXI вв., в которых поочередно преобладали выходцы из Колумбии, Эквадора, Аргентины, Венесуэлы и Кубы. Автор даёт характеристику самым многочисленным латиноамериканским диаспорам в Испании. Показано, что иммиграция является социальным феноменом, который строится коллективно. Вместе с тем принимающее общество наделяет приезжающих (других) характеристиками, которые им не принадлежат. Подобные искусственно приписанные качества — результат так называемого «символичного сооружения», приписываемого каждому «воображаемому мигранту». Латиноамериканская иммиграция в Испанию является результатом множества факторов на разных уровнях, однако внимательное изучение регионального и глобального аспектов этого процесса крайне редко происходит в жанре новостей. В статье раскрывается, какой именно образ латиноамериканских мигрантов сформировался к началу XXI в. в Испании. Автор делает попытку определить скрытую идеологию, поддерживающую в основной своей массе отрицательные образы латиноамериканских мигрантов, транслируемые национальными СМИ.

 

Ключевые слова

латиноамериканская миграция, Испания, СМИ, общественное восприятие, пресса

Литература

Корниенко Е. Р. 2010. Текст сквозь призму философии М. М. Бахтина // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 128—133.

Косевич Е. Ю. 2018. Современные мексикано-испанские отношения: новый фазис развития // Politbook. № 1. C. 168-182.

Косевич Е. Ю. 2019. Восприятие Мексики в США: роль СМИ // США и Канада: экономика, политика, культура. № 4 C. 46—61. DOI: 10.31857/S032120680004357-6

Aparicio R., Giménez C. 2003. Migración colombiana en España. Bruselas: International Organization for Migrations. 267 p.

Aznar H. 2005. Ética de la comunicación y nuevos retos sociales. Códigos y recomendaciones para los medios. Barcelona: Paidós. 319 p.

Bonete Perales E. 1999. Ética de la comunicación audiovisual. Madrid: Tecnos. 279 p.

Giménez C., Malgesini G. 2000. Guía de conceptos sobre migraciones, racismo e interculturalidad. Madrid: Catarata. 278 p.

Igartúa J. J. y otros. 2002. Análisis of Newsworthy Frames in the Reports on Latin America by the Spanish Press. Paper for 23 Conference and General Assembly of the International Association for Media and Communication Research, Barcelona. P 229.

Informe Encuesta Nacional de Inmigrantes (ENI – 2007). Documentos de trabajo. Madrid, abril de 2008. P. 153.

Lario Bastida M. y otros. 2006. Medios de comunicación e inmigración. Encuento CAM. Obra Social. CAM: Santo Ángel — Murcia. 323 p.

Medios de comunicación e inmigración. 2006. Coord. Lario Bastida M., Programa CAM Encuento. CAM — Obra Social. 323 p.

Pérez Fuentes J. C. 2005. Ética periodística. Principios, códigos deontológicos y normas complementarias. Servicio Editorial. Universidad del País Vasco. 293 p.

Retis J. 2011. Estudio exploratorio sobre elconsumo cultural de los inmigranteslatinoamericanos en España: el contexto transnacional de lasprácticas culturales. Documento de Trabajo 09. P.116.

Población mexicana en el mundo. Estadística de la Población Mexicana en el Mundo 2018. Instituto de los Mexicanos en el Exterior, Secretaría de Relaciones Exteriores, México D.F., Julio 2018. P. 87.

Van Dijk T. 1996. Opiniones e ideologías en la prensa // Madrid: Vocesy culturas. Núm. 10—11. P. 224.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 31, 2019
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)