Журнал: Вестник Института социологииПодольская А. А.Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли

Журнал: Вестник Института социологии

Подольская А. А.

Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли

Подольская Анна Александровна , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
annas.podolskaya@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.632

ID статьи на сайте журнала: 632


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Подольская А. А. Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 9. С. 153-169.
DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.632

Рубрика:

Гендерные различия и их роль в профессиональной сфере и трудовых отношениях

Аннотация

В статье рассматриваются типы карьеры женщин в высокотехнологичных отраслях экономики России на примере ракетно-космической отрасли (PKO) и причины выбора женщинами инженерно-технических направлений образования, а впоследствии карьеры в РКО. Теоретическую рамку исследования составили работы зарубежных и российских авторов, посвящённые изучению понятия и типов карьеры, а также занятости женщин в инженерных профессиях. Эмпирическая база – 33 полуструктурированных интервью с женщинами-инженерами: специалистами «советского» поколения и теми, кто начал свой трудовой путь после распада СССР. Было сделано предположение о том, что профессия инженера РКО для советского поколения женщин воспринималась как одна из востребованных профессий, интерес к ней объяснялся «романтикой космоса», желанием поучаствовать в чём-то важном для страны, в то время как для современного поколения инженеров на первый план выходят более прагматические аспекты, такие как престижность и востребованность технического образования, возможность работать на государственном предприятии, предоставляющем пакет социальных гарантий. В работе показано, что предположение подтвердилось частично. Среди причин выбора профессии у советского поколения женщин-инженеров преобладали искренний интерес к космосу, «романтика профессии», возможность заниматься полезным для страны делом и «династийность», которая в ряде случаев была важнее, чем желание респондента. Среди постсоветского поколения инженеров определяющим в выборе профессии стали способности к точным наукам, возможность получения высшего инженерного образования, востребованность профессии на рынке труда, в то время как «династийность» являлась скорее сопутствующим аспектом. Современные девушки в первую очередь ориентировались на личные предпочтения при выборе образования, а в последствии и сферы деятельности. При этом для них, как и для старшего поколения, при выборе места работы особое значение имела история предприятий. Наиболее часто выбираемым типом карьеры как для старшего, так и для молодого поколения инженеров является «квалификационный» тип карьеры. При этом популярно сочетание «квалификационного» и «научно-исследовательского» типов карьеры, тогда как сочетание «квалификационного» и «должностного» типов характерно для работников предприятий ракетно-космической отрасли в меньшей степени. Не характерными для респондентов оказались такие типы карьеры, как «монетарная» и «исполнительная».

 

Ключевые слова

STEM, женщины-инженеры, ракетно-космическая отрасль, типы карьеры женщины-инженера

Литература

Будник Г. А. 2015. Высшее инженерно-техническое образование женщин: история и современные тенденции // Женщина в российском обществе. № 3–4 С. 76–77.

Бурлуцкая М. Г. 2011. Внутриорганизационная мобильность на российских предприятиях: динамика структурных и нормативных регуляторов карьеры // Экономическая социология. Т. 12. № 1. С. 68–80. URL: https://ecsoc.hse.ru/2011-12-1/42286814.html (Дата посещения: 5.02.2019).

Козина И. М., Виноградова Е. В. 2016. Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 1. С. 215–230.

Козина И. М. 2002. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда // Социологический журнал. № 3. С. 126–136.

Колесникова Е. М. 2018. Инженерные династии и перспективы профессиональной биографии молодых специалистов // Социологический журнал. Т. 24. № 1. C. 55–72.

Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты/ Аналитический отчёт. 2007 // Официальный сайт Института социологии РАН. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html (Дата посещения: 5.02.2019).

Михайлова E. A. 2016. Реализация профессионального потенциала российских женщин: социологическое измерение // Женщина в российском обществе. № 3 (80). С. 25–38.

Подольская А. А. 2019. Восприятие баланса жизни и работы женщинами, работающими в STEM-отраслях (на примере ракетно-космической отрасли) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены ISSN 2219-5467. № 3. С. 192–210.

Ратай Т., Мартынова С., Гребенюк А. 2016. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники // Наука, технологии, инновации. № 34. С. 1–4.

Савостина Е. А., Смирнова И. Н., Хасбулатова О. А. 2017. STEM: профессиональные траектории молодежи (гендерный аспект) // Женщина в российском обществе. № 3 (84). С. 34–44.

Силласте Г. 2004. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в России. № 3. С. 122–132.

Соловей А. П. 2018. Профессиональная деятельность и карьерные ориентации женщин – молодых ученых НАН Беларуси // Социологический альманах. № 9. С. 393–401.

Dasgupta N, Stout J. G. 2014. Girls and Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics: STEMing the Tide and Broadening Participation in STEM Careers // Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. Vol. 1(1). P. 21–29.

Hall D. T., Chandler D. E. 2005. Psychological success: When the career is a calling // Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior. Т. 26. № 2. P. 155–176.

McDaniel A. 2016. The Role of Cultural Contexts in Explaining Cross-National Gender Gaps in STEM Expectations // European Sociological Review. Vol. 32. № 1. P. 122–133. doi.org/10.1093/esr/jcv078

Patton M. Q. 2003. Qualitative evaluation checklist // Evaluation checklists project. Т. 21. P. 1–13.

Stebbins R. A. 1970. Career: The Subjective Approach // The Sociological Quarterly. Vol. 11. No. 1. P. 32–49.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 32, 2020
>> Архив журнала