Журнал: Вестник Института социологииСизова И. Л., Коренькова М. М.Новые потребительские практики современных городских семей в сфере ухода за детьми и их развития

Журнал: Вестник Института социологии

Сизова И. Л., Коренькова М. М.

Новые потребительские практики современных городских семей в сфере ухода за детьми и их развития

Сизова Ирина Леонидовна, д.соц.н., проф., ассоциированный сотрудник Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
isizova@hse.ru

Коренькова Марианна Максимовна , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия
mkorenkova@hse.ru

DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.652

ID статьи на сайте журнала: 652


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Сизова И. Л., Коренькова М. М. Новые потребительские практики современных городских семей в сфере ухода за детьми и их развития // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 10. С. 174-193.
DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.652

Рубрика:

Социология образования и воспитания: новые тенденции

Аннотация

Целью исследования является характеристика потребления российскими матерями услуг по уходу за детьми и их развитию. Рассматривается трансформация семейной функции воспитания, социализации и развития детей. В настоящее время увеличивается число родителей, которые становятся потребителями платных семейных услуг. Соответственно, важно понять, как развивается этот рыночный сегмент, чем опре­деляется выбор услуг среди потребителей и какие формы услуг пользуются наибольшей популярностью, а также определить степень удовлетворённости приобретёнными услугами. В данной статье анализ проводится на основе серии полустандартизированных интер­вью с российскими женщинами, имеющими детей дошкольного и школьного возраста. Респондентами выступали как работающие (по найму, самозанятые), так и неработаю­щие женщины. Исследование проводилось в городском пространстве областного центра Нижний Новгород. ходе интервью выяснено, что основной набор услуг, которыми родители пользуются на платной основе, включает в себя услуги детских развивающих центров, платные дополни­тельные занятия в детском саду и школе, спортивные секции, танцы, рисование, иностран­ные языки; услуги по проведению детских праздников – аренда специализированных поме­щений, предоставление аниматоров, покупка тематической программы и праздничного угощения; услуги няней (на постоянной основе или по требованию), психологов и тренеров по воспитанию детей. В результате авторы приходят к выводу, что современная городская семья стремится раз­делить ответственность (делегировать полномочия) за воспитание, уход и обучение своих детей с теми, кто выступают экспертами в этой области. Потребление услуг современными городскими семьями начинается раньше и длится дольше по мере взросления детей, оно не отличается большим разнообразием, но зависит от таких наиболее важных мотивов, как стремление соответствовать современным требованиям в воспитании и развитии детей, высвобождение времени для собственных нужд и потребностей родителей, забота о будущем ребёнка.

Ключевые слова

 материнство, семейный функционал, платные услуги, рынок семейных услуг, доверие, развитие ребёнка, социализация, семейный уклад

Литература

Балакина Т. П. 2012. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Экономика образования. № 2. С. 115–121. 

Бауман З. 2008. Город страхов, город надежд // Логос. № 3. С. 24–53. 

Голофаст В. Б. 1974. Функции семьи // Семья и личность. М. С. 57–68. 

Гребенников И. В. 1991. Основы семейной жизни. М.: Просвещение. 158 с. 

Исупова О. Г. 2014. Ты же Мать: неизбежный героизм и неиз­бывная вина материнства // Полит.ру. 2 февраля. URL: http://polit.ru/ article/2014/02/01/isoupova/ (Дата посещения: 25.04.2019). 

Коренькова М. М. 2017. Современные тенденции развития рынка семейных услуг. Анализ русского и зарубежного опыта // Вестник Института социологии. № 21. C. 52–70. DOI: https://doi.org/10.19181/ vis.2017.21.2.454. 

Коренькова М. М., Самылина Д. А., Трундова О. С. 2019. Коммерциализация семейных функций: между спросом и предложением // Интеракция. Интервью. Интерпретация. Т. 11. № 20. С. 114–132. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.6

Мацковский М. С. 1989. Социология семьи: проблемы методоло­гии и методики. М.: Наука. 116 с. 

Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. 2019. Жизненные модели молодых людей: пред­ставления о будущей семье и модели, транслируемой родителями. // Психологическая наука и образование. Т. 24. № 3. С. 5–18. 

Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Козьмина Я. Я., Нисская А. К., Сивак Е. В. 2015. Самоэффективность как содержательная основа обра­зовательных программ для родителей // Вопросы образования. № 4. С. 184–200. 

Поливанова К. Н. 2016. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. Т. 5. № 2. С. 5–10. 

Поливанова К. Н. 2015. Современное родительство как пред­мет исследования // Психологическая наука и образование. Т. 7. № 2. С. 1–11. 

Полутова М. А., Жанбаз О. О. 2015. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиций постмодернизма // Вестник ЗабГУ. № 1 (116). 

Рябова В. В. 2014. Трансформация функций семьи современном российском обществе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. № 3 (17). С. 106–112. 

Сизова И. Л. 2012. «Новое отцовство» в свете традиций и иннова­ций семейной политики в Европе // Журнал социологии и социальной антропологии. № 1 (60). С. 86–103. 

Сизова И. Л. 2016. Социокультурные факторы эскалации наси­лия в российской школе // Мониторинг общественного мнения: эконо­мические и социальные перемены. № 2 (132). С. 185–192. 

Сизова И. Л., Егорова Н. Ю. 2016. Насилие в школе и проблемы семьи // Социологические исследования. № 3. С. 128–131. 

Филипова А. Г., Высоцкая А. В. 2019. Образовательное нера­венство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. Т. 10. № 4. C. 150–163. URL: https:// www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2019_31/Filipova,Vysotskaya.pdf (Дата посещения: 24.04.2020). DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610

Чернова Ж., Шпаковская Л. 2016. Профессионализация родитель­ства: между экспертным и обыденным знанием // Журнал исследований социальной политики. Т. 14. № 4. С. 521–534. 

Adriani F., Sonderegger S. 2009. Why do parents socialize their children to behave pro-socially? An information-based theory // MPRA. https://mpra.ub.uni-muenchen.de/16107 (Дата посещения: 24.04.2019). 

Bauman Z. 2010. Europe of Strangers. Oxford University Transnational Communities working paper. URL: http://www.transcomm. ox.ac.uk/working%20papers/bauman.pdf (Дата посещения: 25.04.2019). 

Furedi F. 2001. Paranoid Parenting. London: Allen Lane. 

Hays S. 1996. The Cultural Contradictions of Motherhood. Yale University Press. 272 p. 

Lee E., Bristow J., Faircloth C., Macvarish J. 2014. Parenting Culture Studies. London: Palgrave Macmillan. 

Wall G. 2004. ‘Is Your Child’s Brain Potential Maximized? Mothering in an Age of New Brain Research.’ Atlantis. № 28 (2). P. 41–50. 

Wall G. 2010. ‘Mothers’ Experiences with Intensive Parenting and Brain Development Discourse.’ Women’s Studies International Forum. № 33 (3). P. 253–63.

Zinovieva E. V., Kazantseva T. V., Pleshkova A. N., Kostromina S. N. 2018. The quality of paternal relationship in modern Russia. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences: International Conference Early Childhood Care and Education. Vol. XLIII. №. 33. P. 248–256.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 33, 2020
>> Архив журнала