Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Вестник Института социологии

Капицын В. М., Шапаров А. Е.
Инокультурные иммигранты в политической повестке Дании

Капицын Владимир Михайлович, д.полит.н., к.соц.н., МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
kapizin@yandex.ru

Шапаров Александр Евгеньевич, д.полит.н., к.соц.н., Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия
teledvina@rambler.ru

DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.749
ID статьи на сайте журнала: 749

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Капицын В. М., Шапаров А. Е. Инокультурные иммигранты в политической повестке Дании // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 20. С. 42-66.
DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.749

Рубрика:

Риски межэтнических конфликтов в контексте современных социальных трансформаций

Аннотация

В данной статье рассматривается политический дискурс в отношении инокультурных иммигрантов, формирующий повестку правительства Датского королевства. Трудности интеграции мигрантов нарастают с притоком искателей убежища и воссоединения семей, когда темп их приёма превышает темп натурализации (абсорбции) диаспор, в чём датчане видят угрозу социальной сплочённости. Сложилась «превентивная» иммиграционная политика, демонстрирующая чувствительные ограничения, уменьшающие приток беженцев. Дискурс ограничительной политики при поддержке электората обуславливал повестку правительства на основе соглашений левоцентристской Социал-демократической партии, правоцентристской Либеральной партии Венстрё, а также крайне правой Датской национальной партии (ДНП) с её антииммигрантской программой. При этом правящие партии, ослабляя поддержку крайне правых партий, «перехватывают» положения программы ДНП. Ограничения в политической повестке касаются в основном инокультурных иммигрантов: жёсткая регламентация приёма искателей убежища, предоставления вида на жительство, воссоединения семей, первоначального распределения по муниципалитетам и расселения иммигрантских «гетто». Это сочетается с воспитанием иммигрантов на основе ценностей социальной сплочённости, труда на благо социального государства, инклюзии детей иммигрантов в образовательных учреждениях. Дискурс включает также вопросы депортации иммигрантов, в том числе искателей убежища, совершающих преступления, содержания искателей убежища не на территории Дании и стран ЕС, а в третьих странах, с которыми правительство предполагает заключать специальные соглашения. Такой вариант с учётом трудностей возвращения беженцев в страны исхода, даже, если там жизнь стала более безопасной, рассматривается как оптимальный, и в этом направлении ведётся соответствующая работа. Руководство ЕС осуждает подобную политику, но в условиях слабости его иммиграционной политики, юридических коллизий, а также ослабления солидарности членов Союза, нет политической возможности извне принудительно корректировать государственную политику Дании. В других странах ЕС превентивная ограничительная политика Дании может восприниматься как позитивная модель приёма и интеграции инокультурных беженцев. Опыт Дании полезен и для России, где возникают проблемы в работе с инокультурными диаспорами. Кроме того, такая ограничительная политика помогает усиливать мобилизационные механизмы борьбы с пандемией COVID-19.

Ключевые слова

инокультурные иммигранты, политическая повестка, политический дискурс, превентивная ограничительная политика, социальная интеграция, политические партии, ценности социального государства, социальная сплоченность

Литература

  1. Бабынина Л. Забытый референдум // Аналитические записки Института Европы РАН. 2016. № 21 (51). С. 1–4. URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an51.pdf (дата обращения: 19.05.2021).

  2. Войников В. В. От Средиземноморья до Балтики: проблема имплементации принципа солидарности в рамках политики ЕС в области миграции и предоставления убежища // Балтийский регион. 2019. Т. 11. № 2. С. 17–31. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-2-2

  3. Волков А. М. Миграционные потоки в странах Северной Европы // Вестник Дипломатической академии МИД России. 2020. № 1 (23). С. 126–142.

  4. Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада // Научные труды Фонда «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара». 2003. № 61. 314 с.

  5. Матюхова Е. И. Миграционные вызовы в ЕС на фоне пандемии COVID-19: укрепление солидарности или угроза сплоченности? // Анализ и прогнозирование. Журнал ИМЭМО. 2020. № 4. С. 94–107. DOI: https://doi.org/10.20542/afij-2020-4-94-107

  6. Плевако Н. С. Парламентские выборы в Дании // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 3 (9). С. 42–48. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320194247

  7. Потемкина О. Ю. Европейский союз в поисках идеальной системы управления // Аналитические записки Института Европы РАН. 2020. № 3 (186). С. 1–8. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics32020

  8. Потемкина О. Ю. Лиссабонский договор: Реформа пространства свободы, безопасности и правосудия как шаг к углублению политической интеграции // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 2. С. 102–127.

  9. Семененко И. С. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // Управление государством: Проблемы и тенденции развития. Политическая наука: Ежегодник 2007. М.: РОССПЭН, 2008. С. 448–501.

  10. Соловьев А. И. Политическая повестка правительства, или зачем государству общество // Полис. Политические исследования. 2019. № 4. С. 8–25. DOI: 10.17976/jpps/2019.04.02

  11. Талалаева Е. Ю., Пронина Т. С. Этноконфессиональные иммигрантские гетто как проблема национальной безопасности в современном общественно-политическом дискурсе Дании // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 3. С. 55–71. DOI: 10.5922/2079-8555-2020-3-4

  12. Цапенко И. Перспективные технологии интеграции мигрантов // Мировая политика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 10. С. 97–108. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-10-97-108

  13. Шадрина О. Н., Матвеева Е. А. Современное состояние миграционной политики Дании в зеркале статистики (2015-2020 гг.) // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 7. С. 1–10. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.3979356

  14. Andersen Torben M. Migration, Redistribution and the Universal Welfare Model. IZA Discussion Paper. №. 6665. June 2012. 27 p. URL: https://ssrn.com/abstract=2089714 (дата обращения: 17.04.2021).

  15. Berry J. W. Contexts of Acculturation // Immigrant Youth in Cultural Transition / Berry J. W., Phinney L. S., Sam D. L., Vedder P. (eds.). N.Y.: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. P. 27–42.

  16. Borevi K., Bengtsson B. The tension between choice and need in the housing of newcomers: A theoretical framework and an application on Scandinavian settlement policies // Urban Studies. 2015. №. 52 (14). Р. 2599–2615. DOI: 10.1177/0042098014548137

  17. Breunig Ch., Cao X., Luedtke A. Global Migration and Political Regime Type: A Democratic Disadvantage // British Journal of Political Science. Vol. 42. Issue 4. October 2012. P. 825–854. DOI: https://doi.org/10.1017/S0007123412000051

  18. Brochmann G., Hagelund A. Migrants in the scandinavian welfare state. The emergence of a social policy problem // Nordic Journal of Migration Research (NJMR). 2011. № 1 (1). P. 13–24. DOI: 10.2478/v10202-011-0003-3

  19. Collier P., Hoeffner A. Migration, Diasporas and Culture: An Empirical Investigation // Kyklos. 2018. Vol. 71. Issue 1. P. 86–109. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/kykl.12163

  20. Dénes A. Immigrant gangs plague Denmark and the only solution is deportation: former immigration minister // Remix News. August 31, 2020. URL: https://rmx.news/commentary/immigrant-gangs-plague-denmark-and-the-only-solutin-is-deportation-former-immigration-minister/ (дата обращения: 22.05.2021).

  21. Denmark wants to break up ethnic enclaves. What is wrong with them? // The Economist. November 28 2019. URL: https://www.economist.com/international/2019/11/28/denmark-wants-to-break-up-ethnic-enclaves-what-is-wrong-with-them (дата обращения: 21.05.2021).

  22. Hagelund A. After the refugee crisis: public discourse and policy change in Denmark, Norway and Sweden // Comparative Migration Studies. 2020. № 8 (13) DOI: 10.1186/s40878-019-0169-8

  23. Hedetoft U. Denmark: Integrating Immigrants into a Homogeneous Welfare State // Migration Policy Institute. November. 1, 2006. URL: https://www.migrationpolicy.org/article/denmark-integrating-immigrants-homogeneous-welfare-state (дата обращения: 24.06.2021).

  24. Hovden J., Mjelde H., Gripsrud J. The Syrian refugee crisis in Scandinavian newspapers // Communications. 2018. № 43 (3). Р. 325–356. DOI: 10.1515/commun-2018-0013

  25. Howarth D. The Compromise on Denmark and the Treaty on European Union: A Legal and Political Analysis // Common Market Law Review. 1994. № 34 (1). P. 765–805.

  26. Jørgensen M. B. Decentralising immigrant integration: Denmark’s mainstreaming initiatives in employment, education, and social affairs. Brussels: Migration Policy Institute Europe, 2014. 32 р.

  27. Kampmark B. The Danish Elections: Social Democracy with an Inhumane Face // CounterPunch.  12 June 2019. URL: https://www.counterpunch.org/2019/06/12/the-danish-elections-social-democracy-with-an-inhumane-face/ (дата обращения: 21.05.2021).

  28. Kongshøj К. Acculturation and expectations? Investigating Differences in Generalised Trust between Non-Western Immigrants and Ethnic Danes // Nordic Journal of Migration Research (NJMR). 2018. № 8 (1). P. 35–46. DOI: 10.1515/njmr-2018-0006

  29. Lægaard S. Danish Anti-Multiculturalism? The Significance of the Political Framing of Diversity // Kivisto P., Wahlbeck Ö. (eds.) Debating Multiculturalism in the Nordic Welfare States. Palgrave Politics of Identity and Citizenship Series. Palgrave Macmillan, 2013. P. 170–196.

  30. Negri F. Partisan influence on social and labour market policies in the Silver Age of welfare state retrenchment: evidences from 19 OECD countries // Acta Polit. 2021. № 56. P. 89–107. DOI: https://doi.org/10.1057/s41269-020-00147-7

  31. Panizza F., Miorelli R. Taking Discourse Seriously: Discursive Institutionalism and Post-structuralist Discourse Theory // Political Studies. 2012. Vol. 61. Issue 2. P. 310–312. DOI: 10.1111/j.1467-9248.2012.00967.x

  32. Peers S. EU Reform Treaty: Analysis 1: Version 3: JHA provisions // Statewatch analysis. 2007. 22 October. 22 p. Mode of access: http://www.statewatch.org/news/2007/oct/eu-refrom-treaty-jha-anal-1-ver-3.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

  33. Schmidt V. Discursive Institutionalism: The Explanatory Power of Ideas and Discourse // Annual Review of Political Science. 2008. № 11. P. 303–326. DOI: 10.1146/annurev.polisci.11.060606.135342

  34. Trauner F. Asylum policy: the EU’s ‘crises’ and the looming policy regime failure // Journal of European Integration. 2016. Vol. 38. № 3. P. 311–325. DOI: https://doi.org/10.1080/07036337.2016.1140756

  35. Gruppe af asylansøgere går til Sverige via Øresundsbro // Politiken. 27 maj 2016. URL: https://politiken.dk/udland/fokus_int/Flygtningestroem/art5623520/Gruppe-af-asylansøgere-går-til-Sverige-via-Øresundsbro (дата обращения: 12.06.2021).

  36. Jørgensen P. Udlændingeloven // Politiken. 12 marts. 2015. URL: https://politiken.dk/indland/100procent/art5569493/Udlændingeloven (дата обращения: 12.06.2021).

  37. Kosovic B. Vi lever ienfrivillig apartheid // Politiken. 9 maj 2021. URL: https://politiken.dk/debat/debatindlaeg/art8194580/Vi-lever-i-en-frivillig-apartheid (дата обращения: 18.05.2021).

  38. Lisborg M. Jeg har arbejdet med flygtninge i Danmark og udlandet, og en ting er sikker: EU's politik er en katastrofe // Politiken. 30 marts 2017. URL: https://politiken.dk/debat/kroniken/art5893650/Jeg-har-arbejdet-med-flygtninge-i-Danmark-og-udlandet-og-en-ting-er-sikker-EUs-politik-er-en-katastrofe (дата обращения: 12.06.2021).

  39. Lombard-Latune M.-A. Asile: «Il fauttourner le dos au système de Dublin, un échec patent» // L`Opinion. 25 septembre 2019. URL: https://www.lopinion.fr/edition/politique/asile-il-faut-tourner-dos-systeme-dublin-echec-patent-198680 (дата обращения: 12.06.2021).



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [19]:
Показаны последние 10 записей. Показать все комментарии
moderator    18.11.2021

Аминат Паруковна, здравствуйте!
Ваш запрос отправлен в редакцию журнала.

Aminat Dibirova    17.11.2021
Добрый день. Я соавтор статьи Дзуцев Х. В., Дибирова А. П., Корниенко Н. В. Социальная справедливость приватизации: дифференциация мнений в cеверокавказских республиках // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 147-152. Могу я получить на мою электронную почту оттиск статьи?
moderator    12.10.2018

Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.

moderator    12.10.2018

Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.

София Кудрина    11.10.2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в РИНЦ есть только номера по 6 включительно за 2018 год? Седьмого номера до сих пор нет, хотя он уже опубликован давно. Интересуюсь как автор.
moderator    30.09.2018

Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.

Бисерка Кошарац    30.09.2018

Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?

moderator    20.08.2018

Валерий, здравствуйте!
В 6 номере опубликовали, в 7 будет позже.

Валерий    17.08.2018
Почему-то Рубрики в ближайших номерах от №№ 6 и 7 за 2018 г. нет информации
moderator    09.08.2018

Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.

Александр    09.08.2018
Добрый день, в статье (Одяков C. D.Население Урала в условиях социально-экономического кризиса (146-151)) не указаны еще двое авторов - Наумова Н.Л. и Лукин А.А.Показать все комментарии