Журнал: Вестник Института социологииКонстантиновский Д. Л.Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений

Журнал: Вестник Института социологии

Константиновский Д. Л.

Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений

Константиновский Давид Львович, д.соц.н. главный научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
scan21@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.757

ID статьи на сайте журнала: 757


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л. Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 20. С. 155-166.
DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.757

Рубрика:

Российское образование как зеркало социальных перемен

Аннотация

Анализ отношения к различным профессиям (привлекательности либо престижа) является необходимой частью изучения выбора профессии. Динамика отношения к занятиям свидетельствует, что она отчётливо связана с текущей ситуацией и меняется при возникновении новых явлений в ней. Это хорошо видно на информации, полученной в опросах старшеклассников школ. Так, в данных 1960-х гг. заметны отголоски недавних событий – запуска первых советских «Спутников», полета Юрия Гагарина; очевидна связь с востребованностью профессий, так или иначе связанных с наукой и техникой: велика привлекательность занятий ученых, инженеров. В годы экономических трудностей и дефицита обратил на себя внимание взлёт привлекательности профессий продавца, бухгалтера, до того оказывавшихся в числе самых низко оцениваемых. Затем наступило время, когда в лидерах оказались банковский работник, юрист, бизнесмен, внешнеторговый работник, а ученые, преподаватели опускались всё ниже по шкале привлекательности. В 2010-х к лидерам присоединился госслужащий. Мнения, высказанные в каждом последующем году, принадлежат другой когорте молодежи. Анализ этой динамики на протяжении длительного периода времени позволяет также делать выводы о характеристиках, принадлежащих разным поколениям. При этом обнаруживается, что для интерпретации данных необходимо рассмотрение отношения к занятиям в связи с накопленным опытом семьи. Семейный опыт транслируется в образовательные и профессиональные ориентации детей. Это подтверждается данными о мотивации и собственно выборе образования и профессии. Вывод о том, что формирование ориентаций молодежи связано не только с восприятием актуальной ситуации, но и с социальным опытом предыдущих поколений, основан на материалах более чем 50-летних измерений.

Ключевые слова

выбор профессии, молодёжь, привлекательность профессий, престиж профессий, социальные изменения

 

Литература

  1. Водзинская В. В. О социальной обусловленности выбора профессии // Социальные проблемы труда и производства: Советско-польское сравнительное исследование. Москва–Варшава / Под ред. Г. В. Осипова и Я. Щепаньского. М.: Мысль, 1969. 510 с.

  2. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.

  3. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодёжь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.

  4. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

  5. Кравченко А. И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 1. С. 49–66.

  6. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования (монография) / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова и др. М.: ЦСПиМ, 2015. 232 с.

  7. Саганенко Г. И., Гаврилушкина Т. В., Филиппов А. И., Шахбазова Н. Престиж научных профессий у молодежи // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск Х. Материалы VI сессии Международной школы социологии науки и техники. СПб., 1996. С 230–236.

  8. Саганенко Г. И., Степанцова А. А., Степанова Е. И. Профессиональные предпочтения молодежи как показатель общественных перемен // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 59–70.

  9. Черноволенко В. Ф., Оссовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально- профессиональной ориентации молодежи (Опыт социологического исследования). Киев: Наукова думка, 1979. 216 с.

  10. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. 301 с.

  11. Шубкин В. Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). М.: Мысль, 1970. 288 с.

  12. Bendix R., Lipset S. M. (Eds.) Class, Status, and Power. Social Stratification in Comparative Perspective. 2d ed. N.Y.: The Free Press, 1966. 667 p.

  13. Ginsberg E., Ginsburg S. W., Axelrad S., Herma J. L. Occupational Choice: an Approach to a General Theory. N.Y.: Columbia University Press, 1951. 271 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 39, 2021
>> Архив журнала