Журнал: Вестник Института социологииРассолова Е. Н., Галкин К. А.Профессиональные сообщества учёных перед лицом неопределённости современного мира. Кейс российских научных центров (по данным качественного исследования)

Журнал: Вестник Института социологии

Рассолова Е. Н., Галкин К. А.

Профессиональные сообщества учёных перед лицом неопределённости современного мира. Кейс российских научных центров (по данным качественного исследования)

Рассолова Елена Николаевна , младший научный сотрудник Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
enrassolova@gmail.com

Галкин Константин Александрович, к.соц.н. старший научный сотрудник Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Kgalkin1989@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2022.13.2.799

ID статьи на сайте журнала: 799


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Рассолова Е. Н., Галкин К. А. Профессиональные сообщества учёных перед лицом неопределённости современного мира. Кейс российских научных центров (по данным качественного исследования) // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 26. С. 114-136.
DOI: 10.19181/vis.2022.13.2.799. EDN: TNMCLH

Рубрика:

Социальные трансформации эпохи постмодерна: реакции и рефлексия

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые характеристики интеграции молодых учёных в научные сообщества в контексте «текучей» современности. Авторы рассматривают профессиональные сообщества молодых учёных как подвижные сети в обществе плазмы, текучей современности, которые наделены как автономией, так и постоянным механизмом адаптации под новые реалии, процессы и трансформации, существующие в современных обществах. Текучая современность в профессиональной сфере понимается авторами как время возможностей, в том числе возможностей проявления инициатив молодыми учёными, а также как мир тотальной неопределённости, где стремительность и переменчивость, постоянный поиск и смена различных стратегий становятся предпосылками успешного построения карьеры и карьерного роста. Эмпирическую базу анализа составляет результат проведённого при участии авторов качественного исследования. В ходе исследования было записано и проанализировано 30 биографических интервью с молодыми учёными в городе регионального значения, молодом наукограде, и крупном городе федерального значения. Авторами выдвигается гипотеза о важности горизонтальной интеграции молодых учёных в научные сообщества. Оцениваются также роль города как актора, который формирует научные сообщества и стратегии взаимодействия и интеграции молодых учёных с научными сообществами. Особое внимание уделено смыслам научной карьеры и индивидуальной роли научных сообществ в карьере молодых учёных, а также стратегиям их интеграции в научную среду. В качестве новых возможностей, которые возникают для учёных в мире текучей современности, рассмотрены изменения конфигураций стратегий как построения научной карьеры, так и интеграции в научные сообщества на локальном, всероссийском и мировом уровнях. Авторы делают вывод, что на интеграцию и построение стратегий продвижения в научной карьере влияют как сам город, его условия, так и особенности ориентированности локального научного сообщества, которое определяется наличием профильных дисциплин. Успешной стратегией, позволяющей использовать потенциал мира текучей современности, выступает, по мнению авторов, горизонтальная интеграция молодых учёных, которая даёт им возможность максимально реализовать свои ресурсы.

Ключевые слова

социология, наука, молодые учёные, научные сообщества, биографические траектории, текучая современность, построение карьеры в научной сфере, неопределённость

Литература

  1. Абрамов Р. Н. Социология профессий и занятий в России: обзор текущей ситуации // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 99–108.
  2. Бочаров Т. Ю. Адвокатская профессия как сообщество практики // Социология власти. 2016. Т. 28. № 3. С. 80–114.
  3. Волков В., Дмитриева А., Поздняков М., Титаев К. Российские судьи: социологическое исследование профессии / Под ред. В. Волкова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. 272 с.
  4. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический проект, 2005. 528 с.
  5. Игнатенкова Г. Биовласть и плазма: как ковид заставил акторно-сетевого теоретика перестать бояться и полюбить Фуко // Философско-литературный журнал «Логос». 2021. № 2 (141). С. 105–125. DOI: 10.22394/0869-5377-2021-2-105-123
  6. Николаев В. Г. Социология занятий и профессий Эверетта Хьюза: Забытый интеллектуальный ресурс // Антропология профессий: Границы занятости в эпоху нестабильности / Под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2012. С. 59–74.
  7. Сабурова Л. А. Региональное академическое сообщество в условиях реформирования: основные трансформации и восприятие перемен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 4(146). С. 211–228. DOI: 10.14515/monitoring.2018.4.11
  8. Соколов М. М. Изучаем локальные академические сообщества // Социологические исследования. 2012. № 6(338). С. 76–82.
  9. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. М.: Фонд Университет; СПб.: Владимир Даль, 2002. 451 с.
  10. Титаев К. Д., Шклярук М. С. Российский следователь: призвание, профессия, повседневность. М.: Норма, 2016. 192 с.
  11. Aldous J., Durkheim E., Tonnies F. An exchange between Durkheim and Tonnies on the nature of social relations, with an introduction by Joan Aldous // American Journal of Sociology. 1972. Vol. 77. Iss. 6. P. 1191–1200.
  12. Bagiyan A. Y. et al. Forming professional identity in popular science IT discourse: discursive markers and their functional diapason // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. Iss. 6. P. 263–270. DOI: 10.18510/hssr.2019.7647
  13. Bauman Z. Liquid modernity. John Wiley & Sons, 2013. 240 р.
  14. Becker H. S. (ed.). Boys in white: Student culture in medical school. Chicago: University of Chicago Press, 2002. 456 р.
  15. Bocqueraz C. The development of professional associations: the experience of French accountants from the 1880s to the 1940s // Accounting, Business & Financial History. 2001. Vol. 11. Iss. 1. P. 7–27. DOI: 10.1080/09585200010015004
  16. Buysse V., Sparkman K. L., Wesley P. W. Communities of practice: Connecting what we know with what we do // Exceptional children. 2003. Vol. 69. Iss. 3. P. 263–277.
  17. Carvalho T., Videira P. Losing autonomy? Restructuring higher education institutions governance and relations between teaching and non-teaching staff // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. Issue 4. P. 762–773. DOI: 10.1080/03075079.2017.1401059
  18. Castells M. A network theory of power // International journal of communication. 2011. Vol. 5. P. 773–787.
  19. Duguid P. “The art of knowing”: Social and tacit dimensions of knowledge and the limits of the community of practice. Brill Sense. 2012. P. 147–162.
  20. Freidson E. Theory of professionalism: Method and substance // International review of sociology. 1999. Vol. 9. Iss. 1. P. 117–129.
  21. Gibson D. M., Dollarhide C. T., Moss J. M. Professional identity development: A grounded theory of transformational tasks of new counselors // Counselor Education and Supervision. 2010. Vol. 50. Iss. 1. P. 21–38. DOI: 10.1002/J.1556-6978.2010.TB00106.X
  22. Gispen K. New profession, old order: Engineers and German society, 1815-1914. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 368 p.
  23. Glaze-Crampes A. L. Leveraging communities of practice as professional learning communities in science, technology, engineering, math (STEM) education // Education Sciences. 2020. Vol. 10. Iss. 8. P. 190. DOI: 10.3390/educsci10080190
  24. Goode W. J. Community within a community: The professions //American sociological review. 1957. Vol. 22. Iss. 2. P. 194–200.
  25. Martimianakis M. A., Maniate J. M., Hodges B. D. Sociological interpretations of professionalism // Medical education. 2009. Vol. 43. Iss. 9. P. 829–837. DOI: 10.1111/j.1365-2923.2009.03408.x
  26. Merton R. K. The functions of the professional association // The American journal of nursing. 1958. P. 50–54.
  27. Parker D. B., Barrett R. J. Symbolism of community II: The boundary between community mental health professional and community // Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. 2006. Vol. 40. Iss. 4. P. 318–324. DOI: 1440-1614.2006.01797.x
  28. Perrucci R., Gerstl J. E. Profession without community: Engineers in American society. New York: Random House, 1969. P. 194.
  29. Pratt M. G., Rockmann K. W., Kaufmann J. B. Constructing professional identity: The role of work and identity learning cycles in the customization of identity among medical residents // Academy of management journal. 2006. Vol. 49. Iss. 2. P. 235–262. DOI: 0.5465/AMJ.2006.20786060
  30. Salvatore D., Numerato D., Fattore G. Physicians’ professional autonomy and their organizational identification with their hospital // BMC Health Services Research. 2018. Vol. 18. Iss. 1. P. 1–11. DOI: 10.1186/s12913-018-3582-z
  31. Shipunova O. D., Berezovskaya I. P. Organization technology of professional interactions in the engineering environments // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 9. Iss. 10. Р. 2020–2028.
  32. Tsui A. S. Editor's introduction – Autonomy of inquiry: Shaping the future of emerging scientific communities // Management and Organization Review. 2009. Vol. 5. Iss. 1. P. 1–14. DOI:10.1111/j.1740-8784.2009.00143.x

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 41, 2022
>> Архив журнала