Журнал: Вестник Института социологииНатсак О. Д.Женское предпринимательство в Республике Тыва: мотивы, барьеры и возможности

Журнал: Вестник Института социологии

Натсак О. Д.

Женское предпринимательство в Республике Тыва: мотивы, барьеры и возможности

Натсак Органа Доржуевна, к.филос.н. Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия
nod695596@gmail.com

DOI: 10.19181/vis.2022.13.4.850

ID статьи на сайте журнала: 850


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Натсак О. Д. Женское предпринимательство в Республике Тыва: мотивы, барьеры и возможности // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 28. С. 68-93.
DOI: 10.19181/vis.2022.13.4.850. EDN: PCUGXZ

Рубрика:

Проблемы социально-экономического развития Республики Тыва

Аннотация

В представленной статье проанализированы гендерные особенности экономической и предпринимательской активности населения специфичного региона РФ – Республики Тыва.

Трансформация структуры региональной экономики и рынка труда в постсоветский период заключалась в существенном сокращении первичного и вторичного секторов из-за разрушения аграрного и индустриального комплексов Тувы, в которых преимущественно были заняты мужчины. В период социально-экономического кризиса 1990-х гг. сохраняются избыточно феминизированные отрасли третичного сектора, как образование, здравоохранение, социальная помощь. Кроме того, более высокий уровень образования женщин в республике по сравнению с мужчинами повышал их адаптационные возможности в условиях кризиса. По этим причинам в Туве с 1990-х гг. началась устойчивая и длительная тенденция, при которой женщины демонстрируют большую экономическую активность по сравнению с мужчинами, что не совпадает с российскими и мировыми трендами. Гендерный разрыв в пользу женщин в сфере занятости был обусловлен также общими модернизационными процессами в тувинском обществе в XX в., результатом которых стало возникновение нового гендерного порядка и нового типа семьи с двойным доходом и двумя кормильцами.

Анализ экономической активности женщин в целом и предпринимательской деятельности на современном этапе показал, что в формировании социальной группы предпринимателей и собственников малого и среднего бизнеса женщины играют ключевую роль. Региональной особенностью является то, что предприниматели как социальная группа пока малочисленна в социальной структуре тувинского общества. Тот факт, что в гендерном составе индивидуальных предпринимателей Тувы женщины незначительно, но всё же количественно превышают число мужчин, демонстрирует нивелирование социокультурных стереотипов, связанных с исторически сложившимся распределением гендерных ролей. Анализ гендерной дифференциации по видам экономической деятельности показывает, что женщины представлены во многих направлениях, которые традиционно считались «мужскими», что в экономике сегодня практически нет гендерно маркированных областей. По мнению женщин-предпринимателей, опрошенных автором, институциональных, формальных барьеров, препятствующих женскому предпринимательству, в Туве нет. В то же время актуальными остаются общие проблемы бедности населения, обуславливающие затруднения в стартовых финансовых возможностях у большинства населения, барьеры социально-психологического характера.

Ключевые слова

экономическая активность, занятость, безработица, самозанятость, женское предпринимательство, мотивации и барьеры

Литература

 

  1. Акимова О. Е. Мотивационные основы предпринимательской деятельности в России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Вып. 1. С. 131–138.
  2. Ананчекова П. И. STEM-фриланс: новые возможности для женской самозанятости. Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018–2030): мат. Всерос. конф. с межд. участием, 20-21 апреля 2018 г., ИвГУ. Иваново: ИвГУ, 2018. С. 131–134.
  3. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщина в бизнесе // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 75–80.
  4. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 75–84.
  5. Бессчетнова О. В., Крекова М. М., Арзамасова Е. Л. Женское предпринимательство в России: pro et contra // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 12. С. 3059–3074. DOI: 10.18334/epp.10.12.111499
  6. Воронкова А. И. Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. №4. С. 231–248. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.618
  7. Галлямов Р. Р. Особенности женского предпринимательства в современной России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 3 (131). С. 56–67.
  8. Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. Новые группы в современных стратификационных системах глобального общества // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3 (03). С. 5–15.
  9. Горшков М. К. О социальных результатах постсоветских трансформаций // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 3–17. DOI: 10.31857/S013216250007445-2
  10. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: уч. пос. СПб.: ЕУ в СПб., 2015. 768 с.
  11. Здравомыслова О. М. Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования: автореф. дисс. … д-ра филос. наук. М., 2008. 50 c.
  12. Илимбетова А. А. Альтернативные источники данных об уровне занятости российских женщин в предпринимательстве // Народонаселение. 2019. Т. 4. № 4. С. 90–102. DOI: 10.24411/1561-7785-2019-00041
  13. Колобова А. Е. Женщины-предпринимательницы среднего и старшего возраста: штрихи к портрету // Женщина в российском обществе. 2016. № 1 (78). С. 51–59.
  14. Коробова О. О. Цифровая экономика: перспективы создания новых моделей женского предпринимательства. Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018– 2030): мат. Всерос. конф. с межд. участием, 20-21 апреля 2018 г., ИвГУ. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2018. С. 64–68.
  15. Косякова Ю., Куракин Д. Имеют ли значение институты? Профессиональная гендерная сегрегация на этапе выхода на рынок труда в советской и постсоветской России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. №9 (88). С. 127–145.
  16. Натсак О. Д. Гендерные и демографические особенности рынка труда Республики Тыва: тенденции и  перспективы // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 2. С. 120–130. DOI: 10.19181/population.2021.24.2.11
  17. Пиньковецкая Ю. С. Женское предпринимательство в России и зарубежных странах: моногр. Ульяновск: УлГУ, 2020. 169 с.
  18. Радаев В. В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология. 2002. Т. 3. №3. С. 21–34.
  19. Семенова Ю. А. Женское предпринимательство в современном российском обществе: особенности и перспективы // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. 2014. № 2. Т. 14. С. 17–19.
  20. Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 15–22.
  21. Соболева И. В. Особенности женской занятости в свете мировых трендов продвижения гендерного равенства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3–2. С. 108–112. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10448
  22. Социально-стратификационные процессы в Республике Тыва / Отв. ред. Голенкова З. Т., Сушко П. Е., Голиусова Ю. В. М.-Кызыл: ФНИСЦ РАН, 2020. 128 с. DOI: 10.31857/S013216250013770-0
  23. Уткина Н. Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1 (82). С. 17–82.
  24. Хоткина З. А., Доброхлеб В. Г., Русанова Н. Е. Гендерные проблемы в России и методология их анализа // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 4. C. 135–149. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-4-12
  25. Чирикова А. Е. Женское предпринимательство в России: концептуальные подходы и направления исследований // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: Русская панорама, 2002. 235–249.
  26. Штроо В. А., Кольцова Е. А. Work life Balance, или есть ли жизнь после работы? // Психология в экономике и управлении. 2012. № 2. С. 30–37.
  27. Alkhaleed S. Women’s Entrepreneurship in Saudi Arabia: Feminist Solidarity and Political Activism in Disguise? // Gender, Work and Organization, 2021. Vol. 28. P. 950–972. DOI: 10.1111/gwao.12626
  28. Bayat A. Life as Politics: How Ordinary people Change the Middle East. Stanford University Press, 2013. 392 p.
  29. Emslie C., Hunt K. ‘Live to Work’ or ‘Work to Live’? A Qualitative Study of Gender and Work-Life Balance among Men and Women in Mid-Life // Gender, Work and Organization, 2009. Vol. 16. No 1. P. 151–172. DOI: 10.1111/j.1468-0432.2008.00434.x

 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 43, 2022
>> Архив журнала